25.03.2010 Москва: МП шаговой доступности преодолевают последствия кризиса В марте 2010 года сводный индекс «Торговая активность» в магазинах шаговой доступности (МШД) вырос на 116,1% к значению аналогичного периода прошлого года и достиг значения в 126,6 условных единицы по сравнению с предыдущем уровнем (109,1 единицы). Это выявилось в ходе еженедельного опроса компетентных представителей экономмагазинов в ходе мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом наблюдения являются торговые предприятия малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития шаговой торговли в Москве. Накопленная база на данный момент превысила 6 тысяч единиц торговых заведений, относимых, согласно действующему законодательству, к субъектам малого и среднего предпринимательства. Сравнивая ситуацию в МШД в марте-2010 к марту-2009 в целом (по совокупности из запрашиваемых от магазинов 19 показателей), нужно отметить, что, во-первых, вдвое меньше стало индикаторов, которые все еще остаются ниже кризисной черты. Таковых осталось на сегодня только четыре. Во-вторых, в целом все разбитые на три группы оценочные обобщенные индексные показатели - развитие внутрифирменной ситуации, изменение деловой атмосферы и трехмесячные планы - уверенно закрепились в благоприятной зоне. Так, комплексный индекс «Внутрифирменная ситуация» превысил прошлогоднее значение в 116,9 пункта на 13,3% и остановился на уровне 132,3 условные единицы. На 14,2% подросла величина комплексного индексного показателя «Трехмесячные планы». Он достиг порога в 124,8 пункта против 109,3 единицы в марте 2009 года. Март-2010 также характеризуется существенным приростом по обобщенному индексу «Внешние условия», который подобрался к отметке в 122,5 пункта против 101,1 единицы в 2009 году. Наиболее важными источниками роста в числе анализируемых семи показателей, описывающих состояние внутри МШД, стали объемы продаж и собственные цены реализации. В частности, в марте 2010 года сократилась на 17,5% доля магазинов, в которых объемы продаж падали, и на 13,5% увеличилась число торговых точек, которым удается придерживаться стабильных торговых оборотов. При анализе ценовой ситуации выявилось, что на 16,4% сократилось количество магазинов, которые были вынуждены повышать отпускные цены, и на 20,4% стало больше заведений торговли, продолжающих торговать, не изменяя ценовую планку. Если оценивать произошедшие изменения в целом, то оказывается, что балансовый подиндекс «Объемы продаж» через год стремительно устремился вверх - с темпом в 142,1%, а подиндекс «Собственные цены» также с высоким темпом – в 140,9%. Во внешнеэкономических условиях одними из первостепенных обнадеживающих факторов стали снижение ценового давления со стороны поставщиков товаров, а также нарастающее количество позитивных оценок о состоянии экономики в городе. Так, через год снизилось на 17,7% число МШД (таковых сегодня насчитывается 62,9%), не высказывавших озабоченности по поводу растущих закупочных цен. Одновременно на 20,1% возросла доля заведений торговли, которые торгуют по стабильным закупочным ценам (их было выявлено 34,2%). Что касается изменения ситуации с чужими ценами в целом, то, как показывает опросная статистика, соответствующий балансовый индекс через год улучшился практически вдвое. Однако его значение пока не дотягивает до нулевой планки и составляет 71,8 процентных пункта. В марте нынешнего года представители МШД более позитивно стали оценивать состояние экономики в городе. В частности, вдвое чаще стали звучать оценки типа «хорошо» или «удовлетворительно». В сумме тех и других насчитывается сегодня 41,6%. Кроме того, реже на 8,9% встречается ответов, что экономическая ситуация является кризисной (так ее характеризуют в марте нынешнего года в 18,8% МШД). Если анализировать произошедшие перемены в выстраиваемых год назад и сейчас ближайших трехмесячных планах (анализируются четыре показателя), то обращает на себя внимание факт роста всех четырех балансовых подиндексов. Индекс «Инвестиционные намерения» прибавил 7,0 процентных пунктов, что свидетельствует о возросшей готовности МШД к привлечению кредитных ресурсов и/или инвестиций. На 6,9% увеличился индексный показатель «Торговые планы». Индекс «Цены» прибавил 22,0 п.п., в частности, благодаря снизившейся доли (на 18%) экономмагазинов, не намеренных в ближайшей перспективе повышать отпускные цены. Магазины также более уверенно стали высказываться по поводу кадровой политики (прирост соответствующего индекса составил 23,0 пункта). Более детальный обзор изменений в развитии МБ Москвы, подготовленный Информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства, приводится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |