17.03.2010  Москва: магазины МБ «у дома» не снижают торговую активность

   Вторая мартовская неделя (9-12.03.10) завершилась практически при том же значении индекса торговой активности в магазинах МБ экономкласса, который был зафиксирован в начале марта. Адекватный данному явлению балансовый индекс (БИ), при расчете которого учитываются текущие изменения по 18 показателям, разносторонне описывающие деятельность анализируемой группы торговых заведений, сократился всего лишь на 1,1% от начального мартовского уровня в 127,2 п.п. (при значениях БИ свыше 100 единиц, согласно применяемой методике, в деятельности МШД преобладают позитивные изменения).
   Указанный факт был зафиксирован после обработки текущих данных еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом изучения являются торговые точки малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития шаговой торговли в Москве. Накопленная база на настоящий момент составляет свыше 6 тысяч единиц наблюдения деятельности дискаунтеров в сфере МБ.
   К середине марта функционирование экономмагазинов МБ демонстрирует довольно высокую действенность программы создания подобного типа торговых заведений в городе. Это, в частности, показывают происходящие изменения по таким показателям, как торговые затраты и цены реализации.
   На прошедшей неделе на 6,9% пополнилась группа МШД, которым удается удерживать на неизменном уровне затраты на продажи. Неделю назад таких насчитывалось 30,6%. Характеризуя ситуацию с торговыми издержками в целом, можно отметить, что она улучшилась. По сравнению с началом марта, соответствующий балансовый индекс увеличился на 17,2%. Несмотря на отмеченную благоприятную тенденцию, результаты опроса представителей МШД показывают, что каждый второй магазин (49,9%) все же вынужден увеличивать затраты на продажи.
   Менее напряженной для магазинов является проблема с ценообразованием. Более половины МШД (55,8%), как и неделю назад, сумели удержать уровень отпускных цен. Кроме того, к середине марта стала меньше на 9,3% доля торговых заведений, повышающих цены, - до 34,6%. Если говорить о недельном изменении ценовой ситуации, то в целом она улучшилась. Адекватный балансовый индекс «Собственные цены» изменился на 12,6%, поднявшись на уровень в 124,1 единицы, что свидетельствует о более устойчивом расположении торговых точек в позитивной зоне.
   Более благоприятной стала не только текущая ценовая ситуация, обнадеживающе смотрятся ближайшие ценовые намерения в магазинах. На прошлой неделе поднимать отпускные цены был настроен примерно каждый третий экономмагазин (35%), а на нынешней – где-то каждый четвертый (24%). Более того, сопряженный балансовый индикатор, державшийся неделей ранее ниже «нулевой» планки, поднялся на уровень позитивных значений, остановившись на отметке в 106,0 пунктов.
   На прошедшей неделе улучшалась ситуация с взаимодействием МШД и контрагентов. В частности, увеличилась доля торговых точек, которые не сталкивались со случаями задержек поставок продукции. К середине марта таких насчиталось 75,0%. Сообразный БИ увеличился на 6,9% и достиг уровня в 153,8 пункта.
   Кроме вышеобозначенных благоприятных перемен, в сфере работы магазинов шаговой доступности наблюдается рост более оптимистичных настроений по поводу возможного ухудшения в течение года условий для осуществления торговой деятельности. К середине марта доля оптимистов пока еще численно уступает пессимистам. 37,5% представителей МШД не верят, что деловая атмосфера станет хуже, и с ними не согласны 41,3% предпринимателей. Однако, можно отметить, что неделю назад оптимистично всматривающихся в будущее было на 6,9% меньше.
   Более детальное описание изменений в развитии МБ Москвы, подготовленное Информационно-аналитическим управлением МЦРП, приводится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» портала «Аналитика малого предпринимательства».
   ИА "Альянс Медиа"