17.03.2010 Москва решит, какие административные барьеры убрать в стройотрасли Предложения по сокращению административных барьеров в области строительства будут подготовлены в Москве до конца первого полугодия 2010 года, сообщил источник в столичном стройкомплексе. Премьер-министр РФ Владимир Путин в понедельник, 15 марта на совещании о совершенствовании контроля и госуслуг в сфере строительства высказался за то, чтобы провести проверку соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности со стороны региональных и местных властей и подведомственных им организаций. Кроме того, он выступил за упрощение требований к градостроительной документации и реформирование системы экспертизы в этой сфере. "Над вопросом сокращения административных барьеров в области строительства по поручению Юрия Лужкова работает комиссия под руководством Владимира Ресина", - сказал источник агентства. Он уточнил, что комиссии поручено собрать, обработать и резюмировать предложения различных ведомств и самих застройщиков по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства, сокращению количества и сроков различных согласований. "Например, Москомархитектура внесла предложение о сокращении процедуры согласования проектов планировок, по которым работают застройщики", - рассказал он. Сейчас проект планировки территории согласовывается со всеми департаментами несколько раз. Москомархитектура вышла с инициативой согласовывать проект планировки всего один раз на стадии технического обоснования и только с теми ведомствами, которые имеют отношение к развитию данной территории. Вместе с тем, представитель стройкомплекса признает, что, несмотря на постоянные разговоры о необходимости ликвидации излишних административных барьеров в области строительства, эта работа ведется в Москве крайне медленно. "Решения об отмене платности ряда услуг и сокращении сроков оформления дополнительных соглашений к инвестконтрактам, принятые московским правительством в 2009 году, кардинально не улучшили ситуацию, поскольку основная часть согласований приходится на начальный этап реализации проекта, когда инвестор только пытается получить разрешение на строительство", - отмечает собеседник агентства. Президент Ассоциации инвесторов Москвы Борис Фролов в докладе, опубликованном на сайте организации, рассказывает о мытарствах девелопера, решившего перестроить здание, находящееся у него в собственности в районе трех вокзалов. "Обратившись в 2004 году с этим предложением в Правительство Москвы, он получил согласие на реализацию, принял предложение городских структур о совместной реализации проекта, включив в проект реконструкцию примыкающего к зданию собственника ветхого строения, принадлежащего городу. Если бы он знал, что за этим последует", - пишет Фролов. До настоящего времени инвестор не может осуществить своих намерений из-за постоянных "дополнительных требований", выдвигаемых городскими структурами, сетует Фролов. Он указывает, что недавно девелоперу в очередной раз было предложено "предоставить массу документов, которые были неоднократно представлены им при согласовании предыдущих проектов распорядительных документов и "копии платежных документов за право оплаты аренды земли с 2004 года". В том же докладе главы Ассоциации инвесторов Москвы говорится и о немотивированном сокращении количества проектов, выставляемых на инвестиционные торги. "В 2008 году инвесторам было предложено на торгах приобрести право на реализацию лишь 17 проектов, а в 2009 году лишь 5", - уточняет он. В Департаменте земельных ресурсов сообщили, что решение о выставлении участков на торги в настоящее время принимается комиссией под руководством главы Тендерного комитета Геннадия Дегтева. "Торги проводятся на право аренды земельного участка с целью реализации на нем конкретного инвестиционного проекта", - подчеркнул собеседник агентства. Земельный кодекс РФ предусматривает также прямую продажу с аукциона свободных от обременений земельных участков, однако этот вид торгов в Москве пока не практикуется. "Действующая в городе система получения доступа к земельным участкам предусматривает значительные расходы со стороны инвестора. По итогам торгов их победитель сначала вносит плату за право аренды земельного участка, потом в течение нормативного срока строительства выплачивает в бюджет города арендные платежи, и, только после того, как объект введен в эксплуатацию, получает возможность выкупить землю под ним по согласованной с властями цене. Такой сложной и дорогостоящей процедуры получения прав собственности на земельные участки нет ни в одной стране мира", - отмечает источник в мэрии. Не легче приходится и тем девелоперам, которые приобрели площадку на вторичном рынке или являются владельцами недвижимого имущества. С конца 2009 года старые акты разрешенного использования (АРИ), на основании которых горадминистрация ранее выдавала разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, перестали действовать, а им на смену должны были прийти градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ), оформляемые Москомархитектурой по заявке собственника участка. По Градостроительному Кодексу РФ подготовка ГПЗУ может осуществляться двумя путями: в составе проектов межевания территорий или в виде отдельного документа. Московский градкодекс выдвигает к застройщикам дополнительные требования: если проект межевания отсутствует, говорится в документе, то заявитель сначала должен обратиться за разработкой материалов по обоснованию этого ГПЗУ (так называемого градостроительного обоснования). Примечательно, что сроки подготовки градобоснования нигде четко не регламентируются. В 43 статье столичного Градкодекса указано, что Москомархитектура должна лишь уведомить заявителя о том времени, которое ей потребуется на составление необходимых чертежей и схем. Впрочем, в отсутствии утвержденных Правил землепользования и застройки, которые еще находятся на рассмотрение в МГД, работа по выдаче ГПЗУ практически не проводится. В 2010 году Комиссия по землепользованию и застройке согласовала выдачу всего нескольких десятков ГПЗУ, в основном по объектам социального назначения, расположенным вне застроенных жилых территорий. "Высокая стоимость земельных участков, отсутствие возможности в понятные сроки оформить разрешение на строительство, а также многочисленные административные барьеры привели к тому, что ряд крупных компаний постепенно перемещаются в другие регионы, в частности, в Московскую область", - признает представитель столичного стройкомплекса. К слову говоря, доходы города от реализации инвестконтрактов в 2009 году составили всего 3,54 миллиарда рублей, что в три раза ниже запланированных показателей. На земельных аукционах было привлечено чуть более 137 миллионов рублей при плане в 3,5 миллиарда рублей. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |