17.03.2010  Москва: МБ готовится расширить предложение бытовых услуг

   В начале наступившего года темп роста агрегированного индекса предпринимательской активности малого бизнеса на рынке бытовых услуг составил по сравнению к аналогичному периоду прошлого года 110,2% и поднялся до уровня в 125,1 единицы (при значении балансового индекса показателя свыше 100 единиц можно говорить о преобладании позитивных деловых тенденций). Указанная динамика была выявлена после анализа совокупных данных еженедельного общегородского мониторинга малого бизнеса Москвы, проводимого с 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами во всех столичных округах.
   Опрашиваются владельцы и руководители микро-, малых и средних предприятий с разным предпринимательским опытом в многообразных сферах деятельности. Накопленная база мониторинга на сегодня превысила 10 тысяч предприятий. Свыше 10% единиц наблюдения посвящены деятельности фирм, оказывающих бытовые услуги населению. Подавляющее большинство из них (73,1%) относятся, согласно действующему законодательству, к категории микропредприятий с численностью до 15 человек.
   В 2010 году об оживлении функционирования МБ на рынке бытовых услуг свидетельствует прежде всего рост позитивно ориентированных планов на ближайшие три месяца. Комплексный балансовый индекс, учитывающий четыре плановых показателя – расширение деятельности, ценовую политику, кадровые планы, привлечение финансов, - увеличился к аналогичному прошлогоднему периоду на 8,4%. Это значит, что год назад планка данного показателя держалась на уровне 123,2%, а теперь переместилась в более благоприятный район со значением в 133,5 единицы. Это произошло, в частности, благодаря тому, что на 5% увеличилась доля малых фирм, которые намерены расширить спектр оказываемых услуг, а тех, которые намерены сворачивать деятельность, стало на 6% меньше.
   Кроме того, среди предприятий, оказывающие бытовые услуги, возросла доля (на 6%) тех, которые испытывают потребность в привлечении дополнительного персонала для реализации имеющегося спроса. И, наоборот, на 9% стало меньше фирм, ищущих выход из сложившегося положения за счет сокращения персонала. Меняются и подходы к выстраиванию ближайшей ценовой политики. Год назад на 10% было больше предприятий, где готовились к повышению цен на оказываемые услуги. Отмеченные перемены при описании их с помощью адекватных индексов (БИ) (представляющие собой разность между долей предприятий, намеренных улучшить или сохранить уровень показателя, и долей фирм, сообщивших о возможном ухудшении ситуации), выглядит следующим образом: БИ «Расширение деятельности» улучшился на 9,8%, индекс «Ценовая политика» - на 15,7%, а БИ «Персонал» - на 8,7%.
   Сопутствующим благоприятствующим фактором для выстраивания более обнадеживающих планов стал через год пересчет малым бизнесом, функционирующим на рынке бытовых услуг, в сторону уменьшения рисков, формирующихся деловой средой. Комплексный индикатор «Внешние условия», рассчитываемый на основе восьми учитываемых показателей, в 2009 был хуже на 20,1%. Более того, его значение двенадцать месяцев назад находилось в зоне неблагоприятных значений – на уровне 94,9 пункта. На сегодняшний момент БИ переместился в позитивную зону – к планке в 114,0 единиц.
   Прирост по группе показателей, описывающих произошедшие изменения в восприятии характеристик делового климата, зафиксирован, прежде всего, по позициям, описывающим поведение контрагентов. Так, БИ «Чужие цены» улучшился через год на 24,8 пункта. За этот период заметно сократилась доля фирм (на 14,2%), испытывавших повышенное ценовое давление со стороны поставщиков закупаемой продукции. Год назад в таких условиях были вынуждены работать две трети бытовых предприятий, сегодня – уже только половина. На 13,2% улучшился БИ «Задержки поставок». Ранее с проблемами несвоевременных поставок закупаемой продукции сталкивалось каждое пятое бытовое предприятие, сегодня – примерно каждое десятое.
   К косвенным свидетельствам возросшего предпринимательского оптимизма МБ, работающего на рынке бытовых услуг, вполне можно отнести и факт появления большего числа вновь образованных предприятий. Если год назад в категории начинающих предпринимателей насчитывалось 8,4%, то теперь – 12,4%.
   Более подробное описание бизнес-тенденций в малом бизнесе Москвы, представленное Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», расположено в разделе «Мониторинг финансового кризиса» портала «Аналитика малого предпринимательства».
   ИА "Альянс Медиа"