16.03.2010  Ярославская область: бизнес-школы учатся бизнесу

   Падение спроса на образовательные программы в условиях кризиса было очевидным. Одни компании совсем прекратили обучение сотрудников, другие - существенно урезали статьи на повышение квалификации. В такой ситуации, как считают эксперты, показать хорошие результаты смогли те бизнес-школы, кто более гибок в плане образовательных программ, цен и персонала.
   Осенний набор показал падение спроса на бизнес-образование на 30% в сравнении с 2008 г. Это среднероссийский показатель, а в отдельных школах дела обстоят гораздо хуже. Эксперты считают, что в текущем году падение спроса будет таким же, если не большим, потому что потенциальные слушатели продолжают жить в условиях высокой неопределенности - и карьера под вопросом, и доходы не растут. Хотя, как отмечают многие, у бизнес-школ появился шанс научить слушателей на своем примере, как нужно адаптироваться к переменам.
   Представители бизнес-школ Ярославля лишь подтверждают общие тенденции. Как говорит ректор Института бизнеса "Спектр" Светлана Чижова, остро кризис почувствовался в ноябре-декабре 2008 г., когда долгосрочные проекты как с крупным бизнесом, так и средним были прекращены. Частные лица, наоборот, продолжали учиться, здесь отток случился во II квартале 2009 г. "Но уже с III квартала ситуация начала меняться в лучшую сторону. А конец года мы завершили с показателями лучшими, чем в 2007 и 2008 г.", - говорит она.
   Таких результатов помогла добиться мобильность, которой обладают специализированные бизнес-школы. "Кризис нас заставил быстро перестраиваться, ускорить многие проекты, которые мы готовили ранее, провести изменения в предлагаемых программах, выйти на новые образовательные рынки. Здесь нам помогло, безусловно, то, что мы очень гибкие и ориентированы на изменения изначально. Предоставляя обучающие программы для бизнеса (разного по направлению, объему, структуре), мы всегда на острие развития, программы наши учитывают любую специфику, изменения, отвечают насущным потребностям заказчика. Можно сказать, что все наши программы мы делаем вместе с бизнесом: преподают у нас люди из бизнеса (профессионалы - практики), и заказчики тоже люди, работающие в бизнесе. Мы всегда с благодарностью принимаем все рекомендации, пожелания и замечания. Кроме того, Институт бизнеса является участников нескольких профессиональных бизнес-объединений, и диалог с коллегами - это сегодня то конкурентное преимущество, которое позволяет не просто выживать, но и развиваться", - говорит Светлана Чижова.
   "Мы выжили за счет налаженных связей, переориентации на корпоративных заказчиков", - поясняет директор Института государственного, муниципального и корпоративного менеджмента ЯрГУ им. Демидова Сергей Головчанов.
   По его мнению, именно кризис позволил принять много верных решений. "Была обновлена команда: появились более молодые, активные, стрессоустойчивые люди. Мы провели диверсификацию продуктового ряда - отказались от тех программ, которые и до кризиса не пользовались популярностью и все силы бросили на самые востребованные продукты. Таким образом, количество услуг сузилось, но они стали более доступны и интересны", - говорит он.
   Как отмечают эксперты, более эффективно стала работать и служба маркетинга.
   "Был проведен мониторинг потребностей в разных сегментах рынка: мы собирали представителей бизнеса, приглашали различных экспертов, участвовали во многих актуальных круглых столах, совещаниях, объехали область, соседние регионы. В результате были выведены как новые продукты, отвечающие потребностям рынка сегодня, так и скорректированы прежние программы по содержанию, продолжительности, цене. Здесь очень помог опыт коллег из крупных городов страны и зарубежных стран. Прежние партнерские отношения укрепились и появились новые партнеры. Безусловно, существенную поддержку оказало участие в государственных программах по поддержке малого и среднего бизнеса. Конечно, рано говорить, что мы сделали достаточно и можно расслабиться. Мы продолжаем работать, уже начат ряд программ, которые позволят в ближайшем будущем уверенно себя чувствовать на нашем рынке. Без вложений в развитие сегодня уверенное будущее на рынке образовательных программ, думаю, невозможно", - говорит Светлана Чижова.
   "Мы стали более тщательно отслеживать рынок и конкурентную среду, - говорит Сергей Головчанов, - Также началась очень кропотливая работа с корпоративными заказчиками. Однако сейчас, думаю, не стоит делать широкого наступления по всему рынку, затраты могут просто не окупиться".
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ярославские новости"