06.03.2010  Москва: легко ли малому бизнесмену работать в столице?

   Легко ли малому предпринимателю вести свой бизнес в столице? «Одна из главных проблем – кредитование, - говорит Дарья Зиновьева (антикварный и ювелирный бизнес). - Практически невозможно получить кредит под развитие – столько нужно всяческих обоснований! А наш бизнес специфический, кредит может понадобиться, допустим, на изготовление какой-либо серии ювелирных изделий. Чтобы понять, что проект окупится, нужно особое чутье специалиста, а этого, чтобы доказать обоснованность займа, недостаточно. Но это, думаю, скорее, проблема не городская, а общероссийская, хотя, возможно, и столичные власти могли бы как-то содействовать ее решению».
   А вот чисто московская и очень серьезная проблема – аренда помещений, считает предпринимательница. «Ставки здесь очень высокие, зачастую они просто завышены искусственно. И в кризис они не снизились. Ну и проблемы с чиновниками, конечно, есть, - рассказывает она. - Мы в магазине делали ремонт, хотели сделать отдельный вход, и нам на это дали разрешение. То есть все делалось на совершенно законных основаниях. Но потом выяснилось, что это не нравится кому-то из жильцов дома, который написал жалобу. По этой жалобе те же чиновники подают в суд иск с требованием, чтобы мы все, что сделали и во что вложили деньги, сносили! Суд мы выиграли, хотя это было очень тяжело. Но вместо того, чтобы открыть магазин 1 января 2009 года, вывеску сменили только 1 июля. То есть полгода работали без вывески, а это ведь упущенная выгода...»
   «Сегодня работается довольно легко, но только потому, что мы давно на рынке и за это время многому научились, - говорит Сергей Иванов (энергосбережение и экология). - В частности, вошли в различные ассоциации бизнеса, через которые устраиваем презентации проектов. Но лет пять назад были очень большие сложности. Допустим, проводились конкурсы по госзаказам, но было изначально понятно, кто эти конкурсы выиграет. Мы понимали, что зачастую компании и создавались специально под тот или иной конкурс. Мы тоже в них участвовали: и предложения давали хорошие, и цены контракта правильные, но почему-то не выигрывали никогда. Я общался с организаторами госзаказа, пытался повлиять на ситуацию через личные каналы, плюс активно выступал на различных форумах. Мы приглашали и банкиров на эти форумы, но мало кто откликался. Чиновники нам говорили: ваши предложения очень интересны, присылайте, будем реагировать, но дальше этих слов дело не шло. Тем не менее помогли и форумы, и каналы, и контакты – просто на все нужно время».
   «Поэтому в принципе в Москве с точки зрения компаний, которые работают продолжительное время, допустим, пять–десять лет, ситуация нормальная», - утверждает предприниматель.
   В регионах, по его словам, ситуация иная, поскольку там все завязано на губернаторов: «Бизнесу вольготно, если губернатор лично помогает. Кроме того, зачастую там идет борьба между губернатором и главой города, и из-за этого проблемы возникают у бизнеса».
   «Чтобы был правильный посыл от власти к бизнесу, чтобы бизнес не боялся, предпринимателям надо участвовать в совещаниях, которые проводятся на уровне правительства, - говорит С.Иванов. - Думаю, неплохо было бы сделать комиссию на правительственном уровне, куда бы входили представители малого и среднего бизнеса, а не только крупный бизнес. Это решило бы многие проблемы».
   «Я бы оценила атмосферу для бизнеса в городе как в целом благоприятную, - считает Юлия Никитина (сфера туризма). - Мое предприятие только набирает обороты, но я не испытываю серьезных затруднений, например, в общении с чиновниками». По ее мнению, проблемы касаются в основном материальной нестабильности – в жесткой конкуренции, которая существует между компаниями, не так просто завоевать клиентскую базу, а размещение массированной рекламы не представляется возможным по причине высоких цен.
   «На что хотелось бы обратить более пристальное внимание городских властей, так это на усложненную систему приема на работу иностранных граждан. К большому сожалению, чтобы взять на работу специалиста-иностранца, приходится сталкиваться просто с колоссальными трудностями, - отмечает предпринимательница. - Такое невероятное количество различных форм, правил и разрешений просто отбивает всякое желание заниматься этим, хотя в нашем бизнесе это бывает очень нужно».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"