04.03.2010 Москва: "антикризисное" поведение помогает успешному старту экономмагазинов МБ Начинающие МШД, стаж которых составляет менее года, демонстрируют в наступившем году снижение торговых издержек и отпускных цен. Это выявил анализ данных еженедельного мониторинга деловых тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом наблюдения являются торговые точки малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития шаговой торговли в Москве. Начало 2010 года ознаменовалось тем, что малый бизнес более активно реализовывал свой интерес по участию в программе развития магазинов-дискаунтеров, то есть торговых точек, расположенных в шаговой доступности для горожан. В январе-феврале прошлого года доля начинающих магазинов составляла порядка 7%, в аналогичный период 2010 года она достигла 12,5%. Показательно, что стартовавшие недавно торговые заведения значительно отличаются по уровню объемов продаж. Рост темпа по данному показателю оказался стремительным – 151,2 процента. В начале 2009 года 40,9% стартовавших МШД торговали с убытками, заявляя, что происходит снижение объемов продаж. В настоящее время таких экономмагазинов почти в четыре раза меньше – 10,8%. Более того, практически ни одному торговому заведению, из включившихся в городскую программу развития шаговой торговли на рубеже 2009 года, не удалось увеличить объемы продаж. В наступившем году такие заявления свойственны, по заверениям официальных представителей, каждому десятому стартовавшему магазину (9,5%). Интенсивный рост торговых оборотов группе начинающих МШД, в отличие от 2009 года, сопровождался активной борьбой за снижение торговых издержек. Соответствующий балансовый индекс через год улучшился на 27,5%, поднявшись с уровня в 109,2 процентных пункта до высоты в 139,2 единицы. При этом доля магазинов, где происходило увеличение затрат на продажи, снизилась вдвое. В начале прошлого года таких насчитывалось 38,9%, в начале нынешнего – 20,3%. На 11,3% стало больше МШД (56,8%), которым удается поддерживать уровень торговых издержек на неизменном уровне. Наряду с удешевлением продаж во вновь образованных торговых точках активно ищут пути поддержания или снижения отпускных цен. Доля магазинов, торгующих с повышением цены реализации, в наступившем году снизилась с 38,6% до 18,9%, то есть практически вдвое. Вместе с тем на 9,5% стало больше торговых заведений (59,5%), работающих с потребителем на неизменном ценовом уровне. Помимо этого, магазинам удается наращивать собственную денежную самообеспеченность. Балансовый индекс, описывающий эту сторону функционирования начинающих МШД, в 2010 году оказался выше на 11,4%, по сравнению с прошлым годом, и зафиксировался на уровне в 139,2 процентных пункта (величина индекса выше 100 пунктов свидетельствует о преобладании в деятельности торговых заведений позитивных тенденций). Успешной реализации "антикризисного" поведения начинающих магазинов шаговой доступности в значительной степени помогает установление благоприятных контрагентских соглашений. Сопоставление через год распределения ответов о ценовом поведении поставщиков показывает, что оно кардинально изменилось. В начале 2009 года, по свидетельству анализируемой группы МШД, подавляющее большинство контрагентов (68,2%) увеличило цену на поставляемые товары и только 18,2% придерживались неизменной ценовой планки. В наступившем году в контрагентских взаимоотношениях вектор сменил знак. Практически втрое увеличилась доля поставщиков, поддерживающих существующий уровень цен (55,4%), и во столько же раз стало меньше контрагентов, предпочитающих придерживаться стратегии усиления ценового давления (23,0%). В анализируемой группе магазины гораздо реже стали сталкиваться со случаями задержек поставок товара со стороны контрагентов. Соответствующий балансовый индекс через год улучшился на 41,2%, повысившись с 120,5 пункта до уровня в 170,2 единиц. Это практически характеризуется тем, что подавляющее большинство начинающих торговых точек (79,7%) в наступившем году не испытывают беспокойства из-за вероятных недопоставок от поставщиков. О положительном эффекте в деятельности магазинов шаговой доступности благодаря применению антикризисных мер в определенной степени свидетельствует и величина сводного индекса «Торговая активность», который рассчитывается на основе оценок представителями МШД состояния 18-ти показателей, характеризующих деловую ситуацию внутри и вне магазинов, а также их ближайшие плановые намерения. Темп роста данного показателя составил 116,8%, а его значение достигло 146,2 пункта против 125,2 единицы в прошлом году. Более подробный анализ изменений деловой ситуации в сфере малого бизнеса Москвы, подготовленный Информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства, содержится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |