01.03.2010  Москва: МГД поддерживает усиление ответственности за невыплату заработной платы

   Комиссия Московской городской думы (МГД) по социальной политике и трудовым отношениям сегодня рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства», подготовленный в качестве законодательной инициативы для внесения на рассмотрение в Государственную думу. Об этом сообщила пресс-служба МГД.
   Появление данной законодательной инициативы, по словам разработчиков законопроекта, обусловлено тем, что существующие механизмы юридической ответственности за нарушение трудового законодательства на практике зачастую оказываются неэффективными.
   По словам руководителя Департамента труда и занятости населения Олега Нетеребского, установленные Трудовым кодексом РФ меры защиты прав наемного работника предполагают его активные действия по противостоянию работодателю, нарушающему его права. Однако в настоящее время, в условиях экономического кризиса, люди, как правило, желают избежать всяких отрицательных для себя последствий, включая увольнение, поэтому стараются не конфликтовать с работодателем.
   В связи с этим необходимы дополнительные меры ответственности за нарушение ключевых экономических прав наемного работника, направленных в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
   Как сообщил Олег Нетеребский, статьей 145 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Однако, согласно указанной статье, ответственность наступает лишь тогда, когда доказана корыстная или иная личная заинтересованность руководителя организации. На практике положения данной статьи применяются лишь в случаях, когда руководитель организации, в которой имеется задолженность по зарплате перед работниками, совершает по месту работы хищения.
   При этом не предусматривается наступление ответственности в тех случаях, когда заработная плата работникам умышленно не выплачивается, а финансовые средства организации, которые могли бы обеспечить погашение долга по зарплате, расходуются на иные хозяйственные цели или выводятся из оборота организации в качестве прибыли, но при этом отсутствует корысть или прямая личная заинтересованность руководителя организации.
   Законопроект предлагает, в частности, установить административную ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат, если руководитель организации или индивидуальный предприниматель - работодатель имеет возможность осуществить соответствующие выплаты (это устанавливается на основе статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации) и если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
   Олег Нетеребский особо отметил, что предусматривается также установление административной ответственности учредителей, собственников организаций или лиц, обладающих правом влиять на решения по финансовым вопросам, за совершение действий, повлекших невыплату организацией свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат.
   Заметив, что Уголовный кодекс РФ уже содержит статьи, предусматривающие ответственность собственника организации, редактор законопроекта сообщил, что в подготовленном документе предлагается, чтобы новые составы административных правонарушений рассматривались судами, а соответствующие дела возбуждались прокурорами.
   Вместе с тем положения законопроекта не допускают возможности установления какой-либо ответственности руководителей и собственников тех организаций, которые оказались в тяжелой финансовой ситуации по объективным причинам экономического характера, без вины указанных лиц, а также наложения финансовых санкций на саму организацию, имеющую долг по заработной плате перед работниками.
   Участвующие в обсуждении законопроекта депутаты, представители структур исполнительной власти города, Московской федерации профсоюзов, городской прокуратуры, Государственной инспекции труда отмечали актуальность данной проблемы и целесообразность ее решения законодательным путем. В то же время к представленному тексту были предъявлены претензии.
   По мнению председателя комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаила Антонцева, предложенные изменения федерального законодательства могут стать очень серьезным стимулом к наведению порядка в этой сфере. Подводя итоги обсуждения, Михаил Антонцев подчеркнул: «Проблема есть, и она должна быть решена принятием закона. Но над текстом законопроекта надо работать».
   Комиссия будет рекомендовать Думе принять законопроект в первом чтении и взять необходимое время на его доработку.
   ИА "Альянс Медиа"