26.02.2010 Москва: экономмагазины МБ работают в устойчивом режиме На прошедшей февральской неделе (15-19.02.10) в каждом десятом (10,1%) магазине шаговой доступности (МШД) был зафиксирован прирост объемов торговли, в каждом втором магазине (49,5%) объемы продаж не изменились, а примерно в каждом третьем (38,4%) - произошло снижение реализации. Такой же была торговая картина и на предыдущей неделе. Это выяснилось при анализе данных еженедельного мониторинга деловых тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом наблюдения являются торговые магазины малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития шаговой торговли в Москве. Несмотря на устойчивость ситуации с объемами продаж, на отчетной неделе в экономмагазинах МБ имел место ряд отличий. Так, произошли существенные изменения с торговыми издержками. Балансовый индекс, характеризующий эту сферу деятельности, на неделе увеличился в положительную сторону на 25,7%, перебравшись, из неблагоприятной зоны в область позитивных значений. Неделю назад БИ находился на уровне в 89,2 процентных пункта, теперь на высоте в 112,1 единицы. Изменение индекса произошло, прежде всего, благодаря тому, что значительно (на 10,1%) сократилась доля МШД с увеличивающимися торговыми издержками – с 48,5% ранее до 38,4% на отчетной неделе. Одновременно возросло количество торговых точек, которым удается придерживаться существующего уровня затрат на продажи. Таких стало 43,4%, что по сравнению с предыдущей неделей на 9,7% больше. Наконец, примерно в каждом десятом магазине заявляют о снижении торговых издержек. Более благоприятной на неделе была ситуация с ценами реализации. Соответствующий балансовый индикатор улучшился на 18,6%, поднявшись с уровня в 120,9 пункта к планке в 143,4 единицы. Фактически стало больше торговых заведений, торгующих по стабильным ценам. Прирост составил 13,2%, а количество таких магазинов выросло до 66,7%. В то же время сократилась доля МШД, где отпускные цены росли. Неделю назад об этом заявляли в 36,6% торговых точек, в последнем опросе – в 27,3% магазинах. Тренд в сторону более умеренной ценовой политики в магазинах шаговой доступности сопровождался более сдержанным стоимостным поведением поставщиков товаров. Соразмерный балансовый индекс не только увеличился на 46,2%, но и закрепился в области значений, которые свидетельствуют о преобладании позитивных тенденций. Неделю назад БИ держался на уровне в 82,2 пункта, а в отчетный период – в 120,2 условной единицы. Изменения произошли благодаря значительному сокращению (на 17%) доли торговых точек, фиксировавших рост закупочных цен (с 56,4% до 39,4%). Одновременно на 20% увеличилось количество заведений торговли, которые не сталкивались со случаями изменения ценового поведения контрагентов (с 37,6% ранее до 57,6% на отчетной неделе). Однако снижение ценового давления со стороны контрагентов сопровождалось участившимися задержками поставок с их стороны. Соответствующий балансовый показатель на отчетной неделе понизился на 14,1%, опустившись до уровня в 129,3 пункта со 150,5 неделей ранее. Если прежде с необязательностью поставок в оговоренные сроки сталкивалось 19,8% магазинов, то в прошедшую деловую неделю – 30,3% торговых точек. Прошедшая неделя не внесла каких-либо видимых перемен в ближайшие планы МШД. Значение комплексного балансового агрегата «Трехмесячные планы» практически не изменилось (124,0 пунктов неделей ранее и 123,8 единицы в отчетной точке). Так, в ближайший период большинство магазинов, как и прежде, намереваются расширять торговлю (20%) или придерживаться достигнутого уровня (44%). В преобладающем числе торговых точек собираются по-прежнему работать в стабильном кадровом составе (51%) или привлекать дополнительный персонал (16%). Об относительной стабильности в деятельности магазинов шаговой доступности в целом свидетельствует и величина сводного индекса «Торговая активность», который рассчитывается на основе оценок представителями МШД состояния 18-ти показателей, характеризующих деловую ситуацию внутри и вне магазинов, а также их ближайшие плановые намерения. Темп роста данного показателя составил 102,5%, а его значение достигло 128,5 пункта против 125,2 единицы неделей ранее. Более подробное изменение деловой ситуации в сфере малого бизнеса Москвы, описаннное Информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства, содержится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |