18.02.2010 Москва: торговля в магазинах МБ экономкласса в 2010 году заметно оживилась На прошедшей февральской неделе (8-12.02.10) магазины шаговой доступности (МШД) значительно улучшили свои деловые показатели по сравнению с аналогичной неделей в прошлом году. Темп роста условного индекса «Торговая активность» составил 119,8%. Это выявилось в ходе еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом наблюдения являются торговые заведения малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития шаговой торговли в Москве. Индекс «Торговая активность» рассчитывается на основе оценок представителями МШД 18-ти показателей, характеризующих деловую ситуацию внутри и вне магазинов, а также ближайшие (трехмесячные планы) намерения предпринимателей. По всем трем направлениям ситуация в феврале 2010 года улучшилась. Темп роста по группе показателей «Внутрифирменная ситуация» составил 130,4%, по совокупности «Внешние условия» - 252,9%, а по показателям «Трехмесячные планы» - 227,8%. В группе показателей «Внутрифирменная ситуация» наиболее значительные изменения произошли по объемам продаж, по сдерживанию цен и денежной самодостаточности. Так, балансовый индекс (БИ) «Объемы торговли» увеличился к аналогичному значению прошлого года на 35,9%, достигнув уровня в 115,9 процентных пункта. На прошедшей неделе февраля количество магазинов, где продажи и выручка увеличивались (8,9%) или были стабильными (43,6%), превысило число МШД, где продажи снижались (36,6%). Причем нынешняя ситуация значительно отличается от той, которая складывалась в сфере шаговой торговли ровно год назад. В аналогичную неделю в 2009 году доля МШД, торговавших с убытком, составляла 52,6%. Приведенные данные в какой-то мере подтверждают наблюдения столичного Департамента продовольственных ресурсов, что москвичи стали покупать более дешевые товары, которые, в частности, предлагает МБ в своих эконом-магазинах. Показательно, что рост объемов продаж магазины шаговой доступности обеспечивают при довольно умеренной ценовой политике. Через год ценовая ситуация заметно улучшилась. Сообразный балансовый агрегат увеличился на 40,1%, поднявшись на уровень в 120,9 процентных пункта. В отчетную неделю в 36,6% торговых точек цены реализации увеличились (в 2009 году их было 55,8%), в 53,5% они были неизменными (в прошлом году таковых насчитывалось 37,9%), а в 4,0% сократились. С 8 по 12 февраля нынешнего года улучшилась ситуация с денежной самообеспеченностью в магазинах экономкласса. Балансовый показатель, описывающий данную ситуацию, увеличился к прошлогоднему значению на 37,5%, достигнув уровня в 128,7 пункта. В наступившем году на 14,6% сократилась доля МШД, где обеспеченность собственными денежными средствами уменьшалась (с 45,3% до 30,7%). В то же время стало больше на 17,8% торговых точек, где денежная самодостаточность стабилизировалась, - 52,5%. 6,9% магазинов засвидетельствовали прирост денежной обеспеченности. Прошедшая февральская неделя в числе показателей, описывающих изменения в окружающей деловой среде, состояние которых, как отмечалось, преимущественно улучшалось, особенно позитивно ознаменовалась благоприятным ценовым поведением со стороны поставщиков/контрагентов. Данный БИ стал лучше на 159,3%, поднявшись с уровня в 31,7 пункта до планки в 82,2 единицы. Год назад в подавляющем большинстве торговых заведений (78,9%) указывалось на увеличение закупочных цен. В нынешнем году таких МШД стало на 22,5% меньше. Еще одной характерной приметой февраля-2010 стали обнадеживающие дальнейшие трехмесячные ценовые планы. Количество МШД, намеренных повышать цену реализации, сократилось через год на 23,0%, а соответствующий балансовый агрегат улучшился на 95,6%. Более детальный обзор бизнес-процессов в сфере малого бизнеса Москвы, проводимый Информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства, содержится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |