12.02.2010  Орловская область: что принес 2009 год малому бизнесу?

   2009 был самый тяжелый год за последние десять лет, говорит руководитель регионального отделения «Опоры России» в Орловской области Павел Меркулов.
   В кризис пострадали все. Реальный сектор столкнулся с резким снижением спроса. Соответственно, упали объемы закупок, сократился ассортимент.
   Продукцию с высокой добавленной стоимостью практически перестали покупать.
   Рентабельность у всех резко снизилась. А сокращение спроса - это снижение выручки, что при существующих у бизнеса затратах привело одних предпринимателей на грань разорения, другие и вовсе не выжили. По данным орловской «Опоры», уже в 2008 году количество вновь образовавшихся ИП в области сократилось почти на треть. Потери кризисного 2009 года еще подсчитываются - официальной статистики пока нет.
   Пока экономика росла, господдержка предпринимательства сводилась по большей части к разговорам о ней. Но в прошлом году государство все-таки предприняло некоторые шаги, чтобы облегчить жизнь малому бизнесу. Самое заметное - так называемый «закон о проверках», отмена кассовых аппаратов для «вмененщиков», уведомительный порядок открытия бизнеса и малая приватизация. С 1 мая 2009 года внеплановые проверки бизнеса стали возможны только с разрешения прокуратуры. В итоге прокурорский «фильтр» в Орловской области не пропустил практически половину обращений контролирующих органов из-за необоснованности проверок.
   С июля 2009 года, чтобы открыть свое дело, в частности в торговле или сфере услуг, достаточно направить уведомление в управление Роспотребназдора. Если все заполнено правильно, его в тот же день зарегистрируют в госреестре и присвоят общероссийский номер. Отмена кассовых аппаратов для «вмененщиков» снизила нагрузку на бизнес в среднем на 25 тыс.
   рублей в год (с учетом содержания и ежемесячного обслуживания ККТ). Правда, массового отказа от касс не наблюдается.
   По информации УФНС по Орловской области, парк ККТ сократился за год на 16% (с 16 261 единицы в 2008 году до 13 601 на конец 2009-го). Многие предприниматели сохранили аппараты, потому что им так удобнее вести учет.
   В прошлом году малый бизнес получил преимущественное право выкупа арендуемых муниципальных помещений. Но этот процесс идет очень медленно.
   В Орле, по данным пресс-службы мэрии, предприниматели подали 140 заявлений на выкуп помещений. На сегодня заключено только 28 договоров купли-продажи.
   Как говорят в «Опоре России», по закону вся процедура должна занимать два-три месяца. Но даже если управление муниципального имущества и землепользования (УМИЗ) все сделает как надо, сессия горсовета, которая выносит окончательное решение, назначается только через полтора-два месяца.
   Кроме того, выяснилось, что при выкупе договор аренды недвижимости должен пройти госрегистрацию. А многие договоры ее не проходили. Как разъяснил Высший арбитражный суд, в этом случае факт заключения договора должен быть признан судом, поясняет исполнительный директор орловской «Опоры» Константин Вологин. То есть прежде чем воспользоваться своим правом на выкуп помещения, предпринимателям еще придется походить по судам. Много вопросов и по поводу оценки помещений. Если в докризисных условиях разные методики оценки давали примерно одинаковые результаты, то сейчас они сильно разнятся.
   Очень низкие, естественно, не устраивают УМИЗ, очень высокие - предпринимателей.
   С начала нового года вынужденно приостановили деятельность многие малые строительные фирмы области. Поменялись правила игры: допуск на строительный рынок теперь возможен только участникам СРО (саморегулируемых организаций).
   Страховой взнос един для всех и составляет минимум 300 тыс. рублей (не считая вступительных и членских взносов). Для малого бизнеса это неподъемные суммы. В итоге он просто оказался за бортом. "Размер взноса устанавливали по столичным меркам. А что делать Мценску или поселку Знаменка? Или селу Крутое под Ливнами? - рассуждает Павел Меркулов. - Там есть здания администрации или клуба. Кто их будет ремонтировать? Приглашение сторонней организации с членством в СРО сразу поднимет цену в два-три раза".
   По его словам, в конце прошлого года государство пошло на уступки бизнесу.
   Из перечня видов деятельности, допуск к которым возможен только через членство в СРО, исключили ряд работ. Но на утверждение Минюста РФ почему-то попал старый перечень, без ожидаемых малым бизнесом изменений.
   Между тем на строительном рынке возникла тупиковая ситуация. Нужно сдавать дома. А членство субподрядчиков в СРО по отдельным видам работ и технические требования самих СРО четко не определены. В результате такие дома не могут пройти процедуру приемки. И сколько придется ждать новоселам?
   Орловское отделение «Опоры» предлагает создать комиссию из представителей предпринимательства и техслужб. Она оценивала бы необходимость вступления в члены СРО, исходя из соответствия работ установленному перечню.
   В прошлом году малый бизнес области впервые получил возможность воспользоваться государственными средствами, выделенными на его поддержку, - с лета 2009 года заработал областной Фонд микрофинансирования. На сегодня объем выданных им займов приближается к 40 млн рублей. 23 субъекта малого бизнеса выиграли конкурс на получение гранта для открытия собственного дела, 28 - победили в конкурсе на субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. Но поскольку оба конкурса завершились в самом конце года, об эффективности такого рода поддержки судить пока рано. Ожидается, что в I квартале этого года заработает областной гарантийный фонд. Он поможет тем предпринимателям, кому не хватает залога для получения кредита в банке. Да и сами банки начали проявлять заинтересованность в малом бизнесе (до кризиса необходимости в этом не было). К примеру, сегодня соглашения о взаимодействии с орловским отделением «Опоры России» заключили Сбербанк и ВТБ, активно сотрудничают с ним банк «Уралсиб» и Райффайзенбанк.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Просторы России"