11.02.2010 А.Иоффе: следует обратить внимание на ряд проблем развития МСБ В ходе совещания Городского хозяйственно-экономического актива работников малого и среднего предпринимательства по итогам работы за 2009 год и планам на 2010 г. председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе обратил внимание на ряд вопросов, связанных с развитием малого и среднего предпринимательства. Ссылаясь на результаты опросов, он подчеркнул, что проблема сбыта продукции остается одной из наиболее важных для малых и средних предприятий. А. Иоффе считает, что именно эта системная проблема ведет к сокращению производства и персонала. Он напомнил, что в рамках реализации комплексной городской программы развития и поддержки МБ проводится активная работа по продвижению и сбыту продукции малых предприятий столицы, поиску новых ниш и рынков сбыта, организуются деловые миссии в регионы России. Кроме того, в Москве активно работает система субконтрактации, обеспечивающая взаимосвязь малых компаний–поставщиков и крупного бизнеса, активно внедряются новые маркетинговые технологии, такие как создание коллективных брендов для малых компаний Москвы. Как подчеркнул А. Иоффе, все эти меры, безусловно, важны для обеспечения сбыта, но, тем не менее, их явно недостаточно. Он считает, что необходимы более мощные решения на государственном уровне трех вопросов, за счет которых можно увеличить доступ малых компаний к гоcзаказам. Первое - увеличение порога участия для малого бизнеса, работающего в ЖКХ и других видах хозяйственной деятельности. Второе – обязательное введение субподряда для малых предприятий по контрактам, заключаемым с крупными предприятиями. Третье – возможность для малых предприятий создавать группы или консорциумы компаний по исполнению крупных заказов. Кроме того, А. Иоффе считает, что необходимо решить вопрос по сокращению издержек малых предприятий, так как, несмотря на проводимые меры по борьбе с инфляцией, затраты компаний на электроэнергию в среднем растут на 15% в год, а теплозатраты – на 45%. Подобные издержки значительно повышают стоимость продукции малых компаний и еще больше снижают потребительский спрос. «В этом порочном круге, связанном с издержками, малый бизнес вынужден «крутиться» не первый год, и если в кризисный период не разорвать этот круг, то мы получим дальнейшую экспансию импорта в страну», - убежден А. Иоффе. Не оставил он без внимания не менее «болевую» тему - развитие инновационного малого бизнеса. Не отрицая безусловную важность таких мер, как создание бизнес-инкубаторов и технопарков, в том числе по межотраслевым принципам, А. Иоффе считает, что необходимо создание производственно-технологических зон. «Необходимо думать о том, где будет создаваться реальная продукция, о масштабном производстве инновационных продуктов, выпестованных в бизнес-инкубаторах и технопарках. Для этого необходимы масштабные производственные площадки, создаваемые на принципах государственно-частного партнерства», - подчеркнул председатель ОЭС. Сегодня, на его взгляд, вопрос создания производственно-технологических зон не решен на уровне федерального законодательства, как следствие - нет и бурного развития подобных объектов. Для решения этой проблемы потребуются изменения в Градостроительный и Земельный кодексы. В этом плане необходимо инициировать передачу федерального имущества (земли) для развития малого предпринимательства. Не менее важно, по мнению А. Иоффе, в интересах малого инновационного бизнеса снять проблемы, связанные с завышенной ставкой ЕСН. Перспектива увеличения выплат при его замене на страховые взносы на 30% ставит под угрозу существование инновационного малого бизнеса. А. Иоффе считает также, что необходимо реформировать систему таможенного администрирования, решить вопрос со сроками возврата НДС. «Но самое главное, если речь идет о развитии инноваций, - необходимо вернуться к вопросу налоговой реформы и отменить НДС, заменив его более социально справедливым налогом с продаж», - отметил он. И самое главное, по его мнению, необходимо обеспечить доступ малых инновационных компаний к получению госзаказа. Как известно, при проведении конкурсов главным критерием для победителя остается низкая цена услуги. «Но инновационный продукт по определению не может быть дешевым. А это значит, что необходимо разработать механизм исполнения госзаказа для решения муниципальных проблем на основе инновационных решений. Нужно сформулировать эти проблемы, а затем объявить специализированный конкурс на инновации», - заключил А. Иоффе. ИА "Альянс Медиа" |