10.02.2010  Москва: торговая активность магазинов МБ экономкласса не снижается

   В начале февраля (1-5.02.10) магазины шаговой доступности (МШД) не испытывали проблем со спросом на реализуемые товары. Более того, условный индекс «Торговая активность» превысил уровень января на 6,3 пункта, достигнув планки в 137,0%. Это выявилось в ходе еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом наблюдения являются торговые заведения малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития шаговой торговли в Москве.
   Указанный индекс активности рассчитывается на основе оценок представителями торговли 18-ти показателей, характеризующих деловую ситуацию внутри и вне магазинов, а также ближайшие (трехмесячные планы) намерения торгового бизнеса. По всем трем направлениям ситуация в начале февраля улучшилась. В группе показателей «Внутрифирменная ситуация» наиболее благоприятные перемены произошли с объемами торговли, с состоянием фондов стимулирования персонала и занятостью в торговых точках.
   На истекшей деловой неделе ситуация по объемам продаж и выручке в МШД улучшилась ощутимо. Соответствующий балансовый индекс (БИ) увеличился к январю на 11,4%, достигнув уровня в 131,7 процентных пункта, который на сегодня образует группу максимальных значений за все время мониторинга. В начале февраля количество магазинов, где продажи и выручка увеличивались (12,9%) или были стабильными (51,5%), практически вдвое превысило число МШД, где продажи снижались (32,7%). В этом нынешняя ситуация явно отличается и от той, которая складывалась в сфере шаговой торговли ровно год назад. В аналогичную неделю в 2009 году доля МШД, торговавших со снижением выручки (57,5%), заметно (в 1,4 раза) превышала более удачливые торговые точки (40,6%).
   Вместе с ростом объемов продаж магазинам шаговой доступности удалось в еще большей мере расширить возможности для стимулирования своего персонала. В отчетную неделю ситуация с фондами оплаты труда в МШД улучшилась. Сообразный балансовый агрегат увеличился на 11,7%, поднявшись на уровень в 168,2 процентных пункта. В начале февраля в 7,9% торговых точек фонды поощрения увеличились, в 75,2% они были неизменными (в январе таковых насчитывалось 61,5%), а в 14,9% сократились.
   В начале февраля улучшилась ситуация с занятостью в магазинах экономкласса. Балансовый показатель, описывающий данную ситуацию, увеличился на 8,7%, достигнув уровня в 159,5 пункта. В этот период на 6,7% сократилась доля МШД, где численность персонала уменьшилась (до 19,8%). В то же время стало больше торговых точек, где кадровый состав стабилизировался - 74,3%, что на 10,0% больше январского распределения. 5% магазинов засвидетельствовали прирост кадрового состава.
   Первая февральская неделя в числе показателей, описывающих изменения в окружающей деловой атмосфере, состояние которых также преимущественно улучшалось, особенно позитивно ознаменовалась благоприятным договорным поведением со стороны поставщиков/контрагентов. Данный БИ стал лучше на 9,6%, поднявшись на уровень в 175,2 единицы. Только в одном из десяти торговых заведений (10,9%) столкнулись с конкретными случаями задержек с получением товаров или попытками подобного рода. Подавляющее же большинство МШД (86,1%, причем таковых стало по сравнению с январем на 8,1% больше) избежало подобной участи. Показательно, что ситуация с исполнением договорных обязательств поставщиками оказалась явно лучше той, которая складывалась ровно год назад. В начале февраля 2009 года балансовый индекс занимал позицию ниже на 41,3 пункта (на уровне 133,9 единицы). Это, в частности, происходило из-за того, что доля МШД, не испытывавших беспокойства по поводу поведения контрагентов, была на 22,9% меньше.
   Еще одной благоприятной приметой февраля стали обнадеживающие трехмесячные планы по расширению дальнейшей торговой деятельности. 36% МШД рассчитывают нарастить торговые обороты. В 47% магазинов высказываются намерения удержаться на существующем уровне объемов продаж. Только в 5% торговых точек присутствуют настроения по сокращению продаж. Если сравнивать количественно доли МШД, намеренных расширять торговую деятельность, то она значительно отличается от прошлогодней. На аналогичной февральской неделе в 2009 году магазинов, заявлявших о расширительных планах, было на 13% меньше. Более подробный обзор бизнес-процессов в сфере малого бизнеса Москвы, подготовленный Информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства, содержится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам выберите источник