21.01.2010  Орловская область: для развития МБ создадут максимально благоприятные условия

   В 2009 году в Орловской области были предприняты серьезные шаги по поддержке и развитию малого бизнеса. Что удалось сделать и чего ждать в году наступившем, рассказывает руководитель Департамента экономики Орловской области Юрий Есипов.
   В.: Юрий Александрович, как в целом можно оценить ситуацию с малым бизнесом в Орловской области?
   
О.: Орловская область - это регион, в котором нет очень крупного бизнеса, который доминировал бы в его экономике, как это происходит, например, в соседних областях. Как, в частности, в Липецкой области, на территории которой работает Новолипецкий металлургический комбинат.
   Развитие малого и среднего предпринимательства в Орловской области за последние годы приобретает все большее экономическое и социальное значение. Во-первых, малый бизнес обеспечивает экономике региона необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей, легче адаптируется к быстро меняющимся условиям рынка.
   Во-вторых, малые предприятия - это та среда, откуда в перспективе «вырастают» средние компании. Предприятия, которые начали с нуля и достигли средних размеров, представляют собой стратегически наиболее важный сектор экономики.
   В-третьих, малый бизнес является полигоном для инноваций. И это качество малого бизнеса является критически важным для успеха инновационного перехода, о котором в своем послании Федеральному собранию сказал президент России Дмитрий Медведев. И, наконец, малый бизнес - основа для формирования среднего класса, заинтересованного в политической и экономической стабильности, а также в развитии демократических основ.
   Сегодня на территории области действуют более 9000 субъектов малого предпринимательства и 20,5 тысячи индивидуальных предпринимателей. В 2009 году общий прирост составил порядка 900 новых предприятий малого бизнеса. В условиях кризиса это можно расценивать как неплохую динамику. Аналогичная ситуация и с регистрацией индивидуальных предпринимателей. В 2009 году зарегистрировалось на 1300 предпринимателей больше, чем в году предыдущем.
   Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства показывает, что торговля и общественное питание являются наиболее традиционными отраслями для малых форм хозяйствования, так как не требуют больших стартовых затрат и обеспечивают довольно быструю отдачу от вложений.
   Далее следует промышленность. Широкое распространение среди субъектов малого предпринимательства этого вида экономической деятельности, требующего больших капитальных затрат, связано с тем, что в процессе реструктуризации экономики на базе крупных промышленных предприятий возникло множество средних и мелких хозяйствующих единиц. Они и сформировали достаточно большой промышленный сектор, в котором работает малый бизнес.
   В строительстве и сфере ЖКХ на долю малых предприятий приходится 40 и 26% соответственно от общего числа субъектов малого предпринимательства. Если обратиться к опыту западных стран, то нормальным уровнем развития экономики считается состояние, когда до 25% в валовом региональном продукте приходится на субъекты малого предпринимательства. Сейчас в нашей области на долю малого бизнеса приходится около 10-12%. А значит, потенциал роста этого сектора экономики у нас практически двукратный.
   В.: Что удалось сделать по развитию и поддержке малого бизнеса на областном уровне в прошедшем году?
   
О.: Во-первых, наконец четко определена и сложилась законодательная база. Самое главное - был принят областной закон о поддержке малого предпринимательства. В подготовке этого документа активное участие принимали специалисты Департамента экономики.
   Одной из мер реальной поддержки малого бизнеса стало снижение в 2009 году ставки налога для субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) - с 15 до 5%. На 2010 год эта мера поддержки сохраняется. Но в текущем году применен более дифференцированный подход. Если в 2009 году снижение ставки касалось практически всех сфер деятельности (за исключением операций с недвижимостью, транспорта и связи), то в этом году в список отраслей, на которые не распространяется эта мера поддержки, не попала еще и торговля. Этот сектор достаточно крепко стоит на ногах, менее всего пострадал от кризиса, и для него существуют и иные меры поддержки.
   Также в регионе принята к исполнению трехлетняя областная целевая программа по развитию и поддержке малого бизнеса. В 2009 году у нас создан областной Фонд микрофинансирования и развития малого бизнеса. Фактически он заработал в июле. И с июля до конца 2009 года объем займов, выданных фондом, составил 40 млн рублей. В марте прошлого года Орловская область подала заявку на участие в конкурсе, который проводило Минэкономразвития. В результате Орловской области была выделена субсидия в размере 43 миллионов на развитие системы микрофинансирования. Десять миллионов выделено на эти цели из областного бюджета. Я считаю, что опыт работы фонда можно оценить положительно. За полгода его работы не было, в принципе, ни одной просрочки по платежам. Это говорит и о качестве работы самого фонда, и о платежной дисциплине заемщиков, который подходят к этому вопросу очень ответственно. Были, правда, случаи, когда в фонд обращались люди с явно мошенническими намерениями. Общая сумма отвергнутых заявок - около пяти миллионов. По этим заявкам было явно видно, что люди пришли взять деньги не для того, чтобы развивать бизнес, а для каких-то других целей.
   Кроме всего прочего, в начале прошлого года решением областной службы по тарифам была существенно снижена стоимость подключения к сетям для малого бизнеса. Если ранее эта сумма составляла примерно пять-девять тысяч рублей при подключении к мощностям до 15 киловатт, то сейчас это 550 рублей. Тем, кто подключается к мощностям более 15 киловатт, дается рассрочка на три года. Раньше таких рассрочек не предусматривалось.
   Если в целом оценить общий объем средств государственной поддержки малого бизнеса, то она составила в 2009 году более 110 миллионов рублей, из них 50 млн - это займы, выданные Фондом микрофинансирования. И еще около 50 млн - это те средства, которые остались в распоряжении субъектов малого бизнеса в результате снижения ставки по УСН и других мер поддержки. На мой взгляд, это достаточно существенные средства.
   В.: Расскажите о конкурсах, которые проводил Департамент экономики в прошлом году.
   
О.: В сентябре прошлого года мы провели два конкурса: на субсидирование процентной ставки по кредитам, которые субъекты малого бизнеса взяли в кредитных организациях, и конкурс на получение грантов начинающим предпринимателям. В общей сложности на эти цели направлено около 15 млн рублей. На конкурс по субсидированию ставок поступило 28 заявок на сумму 36 млн рублей. К сожалению, в полном объеме все заявки удовлетворить не удалось: бюджет этого конкурса составляет 8,75 млн рублей. И чтобы расширить круг участников конкурса, было принято решение удовлетворить все заявки, но пропорционально сумме, заявленной для субсидирования, и тому количеству баллов, которые набрал каждый заявитель. В итоге 28 субъектов малого бизнеса получили поддержку в виде субсидирования по привлеченным кредитам.
   Второй конкурс - это выделение грантов начинающим предпринимателям. Максимальная сумма таких грантов - 300 тысяч рублей. Поступило заявок на 14 млн рублей при бюджете конкурса в 6 млн 250 тысяч рублей. В итоге были одобрены 24 заявки в самых разных сферах деятельности, начиная со сферы услуг и заканчивая сельским туризмом. Было много очень интересных бизнес-планов. Надеюсь, что все эти идеи будут реализованы. Для того чтобы процедура проведения конкурса и принятия решения была максимально прозрачной и объективной, все конкурсные заявки были обезличены. И члены комиссии, которые принимали решение о выделении средств, не знали, кто стоит за тем или иным проектом.
   В.: Над чем будете работать в 2010 году? Я имею в виду поддержку малого бизнеса. Что дальше?
   
О.: Будет продолжена работа Фонда микрокредитования. В первом квартале мы отправим заявку в Минэкономразвития. Рассчитываем довести объем кредитного портфеля фонда до 100 млн рублей. Кроме того, сейчас мы начинаем активно работать с банками в сфере привлечения их средств для кредитования Фонда микрофинансирования, чтобы увеличить его капитализацию. В дальнейшем будем оказывать поддержку фонду и в виде субсидирования ставок по кредитам, которые он будет привлекать в кредитных организациях. Это расширит возможности фонда по предоставлению займов малому бизнесу. Ведь не секрет, что пока доступ субъектов малого предпринимательства к банковским кредитам затруднен. А фонд, привлекая деньги банков, сможет хотя бы частично взять эти функции на себя. Еще одно важнейшее направление - это запуск в работу регионального Гарантийного фонда.
   Он создан, но к реальной работе пока не приступил. Мы планируем, что его полноценная работа начнется в первом квартале наступившего года. Для этого, в принципе, все есть. Денежные средства в размере 50 млн рублей на капитализацию фонда уже переведены (пока на счета Фонда микрофинансирования). Конкурс на замещение вакантной должности руководителя Гарантийного фонда объявлен. Сейчас будет также объявлен конкурс на право заключения договоров с банками, которые примут участие в этой работе. Фонд будет выступать гарантом по тем кредитам, которые будут получать субъекты малого бизнеса.
   В.: Расскажите более подробно о схеме работы Гарантийного фонда.
   
О.: Основная цель его работы -предоставление залогового обеспечения по кредитам для малого бизнеса. То есть фонд в случае недостатка залоговой базы у субъекта малого предпринимательства может выступить гарантом перед банком на ту часть залога, которой не хватает для получения кредита. Здесь есть ряд ограничений. Во-первых, Гарантийный фонд может выступать гарантом только по кредитам, не превышающим 10 млн рублей. И во-вторых, максимальная сумма гарантии не должна превышать 50% от суммы кредита. Это сделано для того, чтобы снизить риски, которые принимает на себя Гарантийный фонд. Как все будет происходить? Гарантийный фонд объявит конкурс среди кредитных организаций, с которыми он заключит договоры. То есть будет определен список банков, по кредитам которых фонд будет выступать гарантом. Одно из условий предоставления таких гарантий - перевод средств фонда на счета банка, выдающего кредит, и хранение этих средств на его депозитах.
   В.: Это будет утяжелять для малого бизнеса окончательный процент по кредиту?
   
О.: Да. Я думаю, что по орловскому Гарантийному фонду эта сумма не будет превышать 2% от выданной гарантии. Это нормальная экономическая практика, когда гаранту платят определенную комиссию за те риски, которые он берет на себя.
   В.: Все ли представители малого бизнеса, которые будут обращаться в уполномоченные банки, смогут рассчитывать на получение кредита?
   
О.: Решение о выдаче средств принимает банк. Потенциальный заемщик обращается в кредитную организацию. Банк оценивает его, определяет все существенные условия кредита (сроки, процентную ставку и пр.). После этого банк направляет заявку в фонд, в которой указывает все основные критерии кредитного договора. А специалисты фонда проводят анализ и принимают решение, выступит ли фонд гарантом по данному кредиту или нет.
   В.: Меняется время, экономическая ситуация. Меняются ли проблемы у малого сектора экономики?
   
О.: Основная проблема сегодня - недостаток оборотных средств и средств на модернизацию бизнеса. Эта болезнь была и осталась. Сейчас, во время кризиса, она еще более усугубилась. Банки ужесточили кредитную политику. И те ставки, по которым сегодня предлагаются заемные деньги малому бизнесу, для него неподъемны.
   Вторая очень серьезная проблема - недостаток образования, навыков, низкий уровень правовых знаний людей, которые занимаются бизнесом. Поэтому одним из направлений поддержки этого сектора в следующем году будет реализация обучающих программ, которые мы разрабатываем с вузами Орловской области. И еще одно перспективное направление, над которым мы будем работать, - это участие малого бизнеса в размещении госзаказа. Сейчас мы видим, что малый бизнес очень неактивно принимает участие в работе по госзаказу.
   В.: Как вы думаете, почему?
   
О.: С одной стороны, это неверие в прозрачность этих процедур и доступность госзаказа. А во-вторых, это часто просто незнание своих возможностей и правовых основ, в частности Федерального закона № 94, который регламентирует порядок размещения государственного заказа. Мы планируем более широко привлекать малый бизнес, для того чтобы он активно участвовал в этой работе.
   Вся информация о госзакупках, осуществляемых на территории нашего региона, размещена на портале администрации Орловской области (www.adm.orel.ru) в разделе «Государственный заказ». И каждый в режиме реального времени может увидеть всю информацию о предмете заказа, об условиях поставки, о сроках, о государственном заказчике, об уполномоченном органе. Там есть вся необходимая контактная информация. К сожалению, пока часто бывает так, что конкурсы по тому или иному предмету госзаказа выигрывают предприниматели из других регионов. Хотя у нас в области есть малые предприятия, которые могут выполнить госзаказ не хуже, а может, и лучше, чем иногородние исполнители.
   В.: Те, кто долго занимаются бизнесом, уже знают, чем на данный момент заниматься выгодно, а чем нет. Знают свои сегменты рынка, конкурентные возможности. Как сориентироваться людям, которые только начинают свое дело?
   
О.: Одним из направлений нашей работы в 2010 году будет открытие при Гарантийном фонде Универсального центра по поддержке малого бизнеса. Он будет оказывать консультационную помощь субъектам малого бизнеса, в том числе и по тем вопросам, о которых вы сказали. Эту работу мы уже сейчас проводим совместно с Общественной палатой. Универсальный центр будет оказывать правовую поддержку, помощь в регистрации, проводить консультации по ведению бухгалтерского учета, бизнес-консультирование по различным вопросам. Такую задачу перед нами поставил губернатор области. И такой многофункциональный центр в 2010 году будет создан. И вообще, все наши планы на 2010 год определяются главной стратегической задачей - это создание максимально благоприятных условий для развития малого предпринимательства в регионе.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Просторы России"