20.01.2010 Москва: малый бизнес нужно разгрузить от налогов В Москве малый бизнес развит весьма значительно, как нигде в России, правда, тяготеет он к сфере торговли и услуг, а не к производству. Такова специфика экономики мегаполиса. Каковы же перспективы развития этой важнейшей части реальной экономики российской столицы? Есть ли у московского малого бизнеса резервы? Насколько вообще он способен к выживанию в жестких условиях российского рынка, да еще и в кризис? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся малого бизнеса в Москве, пытается найти депутат Московской городской думы Михаил Москвин-Тарханов. Контактируя с представителями малого и среднего бизнеса на протяжении почти двадцати лет, он достаточно хорошо представляет их проблемы, связанные с административными процедурами, безопасностью ведения дел, ставками аренды недвижимого имущества, общением с жителями и налоговыми нагрузками. На протяжении многих лет как депутату Московской городской думы Михаилу Москвину-Тарханову приходилось участвовать в принятии московского городского бюджета, который на 85 процентов состоит из налоговых поступлений. По мнению депутата, самым давним врагом бизнеса, к которому уже привыкли и от которого бизнесмены уже давно страдают молча, является налог на добавленную стоимость - НДС. «Когда-то Егор Гайдар требовал, чтобы в Москве был отменен налог с продаж, который он считал крайне вредным. Мы оппонировали ему, говоря о том, что во многих штатах США такой налог действует и прекрасно себя зарекомендовал. Егор Тимурович же утверждал, что НДС и налог с продаж имеют близкую природу и совместно не должны применяться. Мы тоже с ним были согласны, но предлагали отменить как раз НДС, а не налог с продаж, что вызывало у него сильное неодобрение», - рассказывает Москвин-Тарханов. У НДС есть одно явное преимущество: от него очень трудно уклониться. Все остальное относится к числу его недостатков, среди которых тяжелое администрирование. Кроме того, этот налог, выступая как регулятор, не способствует производству товаров с высокой добавленной стоимостью, современных и концептуальных. Наконец, воздействуя на технологические цепочки производства товаров, он не может служить инструментом тонкой настройки при проведении экономической политики. Всех этих недостатков лишен налог с продаж. Его администрирование крайне просто: каждый, приобретая в магазине товар или оплачивая услугу, может видеть в чеке этот налог, обычно не выше 5 процентов. Процесс перечисления средств этого налога и их учет также несложны. Кроме того, отражаясь в конечной цене продукта для покупателя при розничной продаже товара, этот налог учитывает все издержки производства, а не только добавленные стоимости, что способствует экономии природных ресурсов, росту доли технологической и инновационной составляющей в стоимости товара, развитию конкуренции, снижению цен, то есть он противостоит инфляции. Высокая же прозрачность позволяет гражданам влиять на политику ставок налога с продаж так, что эта политика может тонко настраивать потребительский рынок, поднимая ставки для предметов роскоши и понижая их до нуля на массовые продукты питания и предметы первой необходимости. «Такую политику мы и вели в Москве, пока стараниями гайдаровских друзей этот налог не был отменен в пользу НДС. Но и сегодня предприниматели, хотя сам налог с продаж не вызывает у них восторга, высказываются в пользу замены НДС на этот налог. Конечно, НДС - налог коварный, он как бы не трогает граждан напрямую, а незаметно лезет им в карман, политически он более выгоден. Зато налог с продаж честнее и разумнее, полезнее для экономики», - считает депутат МГД. Сравнительно новым, но постоянно растущим врагом малого и среднего бизнеса становится то, во что превратился сегодня единый социальный налог, а именно отчисления в три социальных фонда (пенсионный, социального и медицинского страхования), которые возлагаются на предпринимателей, нанимающих работников по трудовому соглашению. При этом общая налоговая нагрузка повышается до 34 процентов, хотя и распространяется на долю зарплаты порядка тысячи долларов США в месяц. Стон владельцев малого бизнеса при мысли о повышении этих платежей с 26 до 34 процентов сопровождается сегодня деловитым переводом наемных работников на зарплаты «в конвертах». В торговле серые схемы осуществлять легко, потому не надо удивляться, если в Москве появится масса господ трудоспособного возраста, получающих зарплату на уровне прожиточного минимума, но разъезжающих в приличных иномарках. К этому ведет такая политика. Кроме того, она объективно способствует высвобождению работников и сокращению рабочих мест, росту безработицы, а также отражается в конечной цене товаров, работ и услуг, действуя как дополнительный источник инфляции, говорит Михаил Москвин-Тарханов. Гораздо более правильным стал бы порядок, при котором гражданин сам платит из своей заработной платы и иных доходов в социальные фонды. В этом случае подоходный налог с граждан, точнее его часть, мог бы направляться в эти социальные фонды. Здесь плоская шкала этого налога стала бы оправданной: богатые платили бы за бедных. Так, если поднять ставку подоходного налога до 15 процентов, то можно было бы 5 процентов направлять в социальные фонды, оставляя в ведении субъектов Федерации две трети налоговых поступлений, то есть 10 процентов. При этом граждане, получающие доходы, превышающие тысячу долларов в месяц, также бы участвовали в социальной защите малоимущих, что хотя бы частично оправдывало в глазах общества существование плоской шкалы этого налога, с которой требуют расстаться левые всех мастей. Чем же компенсировать бюджетам субъектов Федерации выпадающие доходы? Тем же налогом с продаж или отчислениями от НДС. Но чем восполнить выпадающие доходы самой Российской Федерации? И хватит ли этих 5 процентов от подоходного налога для пополнения социальных фондов? Откуда их пополнять при недостаче? Ответ очевиден: "от таможни", то есть от экспортных доходов Российской Федерации. Средства стабилизационного фонда - назовем его по-старому - вообще-то надо поделить не на две "кучки", а как минимум на три. Во-первых, это антикризисный резервный фонд в ликвидных и мобильных финансовых инструментах на все случаи жизни. Во-вторых, это инвестиционный фонд, предназначенный для реализации бюджетных инфраструктурных проектов. В-третьих, это социальный фонд, предназначенный для дополнения доходов пенсионного фонда, фонда социального страхования и фонда медицинского страхования, он же "фонд поколений". При этом хорошо было бы также из инвестиционного фонда выделить еще и фонд бюджетного кредитования для поддержки реального сектора экономики и негосударственной сферы оказания услуг. Все общество должно поддерживать социальную сферу, в первую очередь работающая его часть, а потом и государство, получающее доходы от экспорта общенациональных ресурсов. Таким способом в обществе будут реализовываться принципы социального государства и социальной справедливости даже без введения дифференцированной шкалы подоходного налога. Каким же будет результат, если убрать социальный налог, разделенный с 2010 года на три бурных ручья? Вырастет занятость, увеличится производительность труда, появятся дополнительные финансовые ресурсы у бизнеса, сократится безработица, уйдут в прошлое серые схемы оплаты труда. Это приведет к оживлению деловой активности, снижению инфляции, увеличению объемов собираемого подоходного налога, пополнению бюджетов субъектов Федерации и федеральных социальных фондов. «Вспомним об упрощенных схемах налогообложения субъектов малого предпринимательства. Упрощенные-то они упрощенные, да все равно непростые и... коррупциогенные. Это относится даже к налогу на вмененный доход. Не все предприятия стремятся воспользоваться этими схемами, и далеко не все внятно объясняют, почему», - отмечает депутат. Некоторые предприниматели вообще предлагают обсудить возможности перехода к одному-единственному налогу - налогу с оборота, причем только на добровольной основе. Действительно, налог с оборота в 1 - 3 процента (в зависимости от сферы деятельности предприятия) мог бы перекрыть все поступления от прочих налогов на прибыль, имущество, НДС. В администрировании такой налог весьма прост, при этом освобождает предприятия от головной боли. Для многих торговых организаций это могло бы быть хорошим решением. При этом и бизнес бы вышел из тени, и поступления в бюджеты возросли. Другим предложением для малого и микробизнеса остается патент. Патент, номинированный в рублях как ценная бумага сроком действия от шести месяцев до десяти лет с правом его переуступки, который можно приобрести на открытых торгах. Такие патенты могут выпускаться крупными муниципалитетами, а в Москве и Санкт-Петербурге - субъектами Федерации, в количестве, устанавливаемом программами развития малого бизнеса. В патенте должны быть указаны предельный объем оборота бизнеса и максимальное число работающих по трудовому соглашению. Такие патенты должны поступать на торги, где их будут приобретать физические лица. Приобретение более одного патента физическим лицом не должно допускаться, а его переуступка другому лицу должна быть возможна только после истечения определенного срока. При этом лицо, купившее патент, освобождается на срок действия патента от любых налогов и сборов. Что касается лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без найма по трудовым соглашениям работников, то есть работающих строго индивидуально, здесь необходимо просто отказаться от любой принудительной регистрации и ввести широкую либерализацию. Индивидуальная предпринимательская деятельность должна стать правом каждого совершеннолетнего гражданина, не требующим ни уведомлений, ни заявлений. Единственным требованием должна быть своевременная подача декларации о доходах и уплата подоходного налога по общей ставке. «Вот таким видят налоговую политику некоторые представители малого бизнеса в Москве. Конечно, я не думаю, что все бизнесмены согласны со всем сказанным. Известное дело: сколько людей, столько и мнений. Естественно, я выбираю те варианты развития бизнеса, которые созвучны моим представлениям. Но если бы можно было разгрузить малый и средний бизнес от НДС и социального налога, упростить схемы налогообложения, вывести финансовые расчеты из тени, это бы в конечном итоге обернулось доходами в бюджеты всех уровней, созданием новых рабочих мест, развитием производства и сферы услуг, снижением инфляции и подавлением коррупции», - уверен Михаил Москвин-Тарханов. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Тверская 13" |