20.01.2010  Москва: магазины МБ экономкласса упрочили денежную обеспеченность

   На истекшей деловой неделе (с 11 по 15 января) балансовый индекс «Денежная самообеспеченность» в магазинах шаговой доступности (МШД) вырос на 20,6% к декабрьскому значению прошлого года. 57,3% торговых точек завершили неделю, наращивая или не снижая своей выручки. В конце 2009 года таких магазинов насчитывалось 43,1%. Это выяснилось в ходе продолжающегося еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом наблюдения являются торговые заведения малого бизнеса, включившиеся в реализацию программы развития шаговой торговли в Москве.
   Характеризуя ситуацию в МШД в начале 2010 года в целом, нужно отметить, что все наблюдаемые оценочные обобщенные показатели развития внутрифирменной ситуации и внешней деловой среды на отчетной неделе еще более тверже закрепились в благоприятной зоне. Так, комплексный индекс «Внутрифирменная ситуация» превысил предшествующее декабрьское значение в 127,3 пункта и остановился на уровне 131,4 условных единиц. На 5,7% подросла величина обобщенного индексного показателя «Внешние условия». Он достиг порога в 132,9 пункта против 125,6 ранее. Отчетный период завершился практически без изменений по обобщенному индексу «Трехмесячные планы», удержавшись на отметке в 127,8 пункта.
   «Локомотивом роста» в числе анализируемых семи показателей, характеризующих внутрифирменную ситуацию, кроме указанной выше возросшей денежной самодостаточности, стали снижающиеся торговые издержки. В январе на 11% увеличилась доля МШД, которым удалось не превысить существующий уровень торговых затрат или сократить их. В январе их количество составило 55,2% против 44,2% за декабрь.
   Во внешнеэкономических условиях наиболее значимыми приметами стало увеличение ритмичности взаимодействия с поставщиками товаров, а также риск-ожидания на возможное неблагоприятное изменение деловой атмосферы в 2010 году. Так, в начале января число МШД, не высказывавших обеспокоенности по поводу неритмичности работы поставщиков, выросло на 10,2%. В декабре таковых торговых точек насчитывалось 67,9%, а в первую неделю нового года – 78,1%.
   Что касается оценок рисков делового климата, то оказалось, что в 2010 году значительно пополнились ряды оптимистов среди участников программы развития магазинов шаговой доступности. К таковым в мониторинге относятся представители торговых заведений, которые не видят оснований для возможных ухудшений в осуществлении торговой деятельности в наступившем году. Балансовый «маятник» между оптимистами и пессимистами резко качнулся в сторону первых. В январе не высказали видимых риск-ожиданий о предстоящем деловом климате 48,9% магазинов к 38,8% в декабре прошлого года. Если говорить в целом о рассчитываемом балансовом индексе «Изменение условий», то в январе он стремительно устремился «ввысь», остановившись на прошедшей деловой неделе на отметке в 121,8 пункта (в декабре - 100,4 п.п.). Существенность данного факта особенно заметна на фоне ретроспективного взгляда на изменение анализируемого показателя с начала мониторинга. Например, в 2008 году доля оптимистично настроенных торговых представителей составляла немногим более 20% (22,5%). В первом квартале прошлого года их стало еще меньше – 18,4%. Во втором квартале 2009 года доля позитивно настроенных предпринимателей в МШД вновь приблизилось к уровню начала кризиса. И только во второй половине прошлого года обозначились позитивные благоприятные тенденции (третий квартал дал прирост доли оптимистов к 2008 году в 9,2%, четвертый квартал – в 19,6%). В январе доля оптимистов увеличилась более чем вдвое к декабрю прошлого года.
   Если анализировать произошедшие благоприятные перемены в выстраиваемых ближайших трехмесячных планах, то обращает на себя внимание факт возросшей доли МШД, намеренных увеличить свое участие в реализации программы развития шаговой торговли за счет привлечения новых сотрудников. К декабрю прошлого года на 9% возросла доля торговых точек, настроенных на привлечение дополнительного персонала.
   Более детальный анализ развития магазинов шаговой доступности Информационно-аналитическим управлением МЦРП приводится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства».
   ИА "Альянс Медиа"