18.01.2010  Москва: москвичи жалуются на супермаркеты

   Москвичи жалуются на очереди, высокие цены и плохой сервис в магазинах. Даже российские «Ашан» и Metro не дотягивают по качеству сервиса до своих западных аналогов. Всему виной неумелое использование торговых площадей, их общий дефицит, неэффективный персонал и слабая конкуренция, считают эксперты.
   Жители столицы не демонстрируют лояльности какому-либо формату торговых сетей, делая покупки и в гипермаркетах, и в супермаркетах, и в дискаунтерах. К такому выводу пришли исследователи компании «Комкон».
   Самыми посещаемыми сетями в Москве, утверждает исследование, стали «Ашан», «Перекресток», «Пятерочка», «Копейка» и «Седьмой континент».
   Однако даже мировые лейблы торговли не помогают держать качество обслуживания посетителей на высоком уровне. Длинные очереди в магазинах – вечный бич советского человека – по-прежнему являются основным недостатком российской розничной торговли. 42% опрошенных назвали очереди среди основных проблем, с которыми сталкиваются покупатели.
   Ощутимые трудности приносит также отсутствие ценников на товары либо несовпадение реальных цен с указанными – этот недостаток назвали 19% респондентов. С жалобами на большое количество людей в магазинах выступают 14%, а плохая работа персонала не устраивает 10% покупателей.
   При этом только кажется, что в российских продуктовых магазинах не хватает персонала: наоборот, по сравнению с западными магазинами его даже чересчур много, просто он не слишком эффективен, говорят эксперты. Основная характеристика ритейла – оборот на один квадратный метр торговой площади и на одного сотрудника, и по этим параметрам наши сети отстают от международных в 2–6 раз.
   Если на одного сотрудника международной сети приходится продаж на $250–300 тысяч в год (в т. ч. и в России), то на сотрудника российской сети – $50–80 тыс. В российских сетях продается на $5000–7000 на 1 кв. м, в зарубежных – на $10–12 тысяч. Другими словами, там, где в Германии, США, Англии и прочих работает один сотрудник, у нас работают 4–5 человек. Поэтому и зарплаты низкие, и неразбериха большая.
   Жалуются покупатели и на цены. Супермаркетами с самыми высокими ценами были признаны «Азбука вкуса» (58% опрошенных) и «Седьмой континент» (54% опрошенных). Наиболее «демократичными» торговыми сетями стали «Ашан» (78%), «Пятерочка» (49%) и «Копейка» (46%). При этом в наших даже формально «дешевых» магазинах цены в 1,5–3 раза выше, чем в США, Италии и пр., говорят эксперты.
   Интересно отметить, что респонденты не смогли однозначно определить, к какой категории отнести некоторые магазины: «Перекресток» 25% опрошенных отнесли к магазинам с высокими ценами, 27% респондентов, напротив, сочла цены этой сети выгодными для себя.
   За последние годы продуктовый ритейл в Москве, да и других городах, не особо улучшил свои показатели, констатируют аналитики. Происходит скорее количественный рост показателей, качественное же повышения уровня сервиса - среднесрочная или даже долгосрочная перспектива. В лучшем случае, по прогнозам экспертов, рост рынка, спроса и конкуренции позволит говорить о высоком уровне ритейла не ранее 2015–2016 годов.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты.ру"