12.01.2010 Москва: МП шаговой доступности продолжают радовать москвичей и гостей столицы Мониторинг в магазинах шаговой доступности, подводящий итоги 2009 года, показал, что величины рассчитываемых индексов за декабрь вновь достигли значений, превышающих уровень в 100 единиц. Это свидетельствует о преобладании в магазинах благоприятных процессов. В обобщенном виде функционирование магазинов шаговой доступности (МШД) оценивалось посредством трех комплексных индексов, рассчитываемых по показателям, описывающим внутрифирменную и внешнеэкономическую ситуацию, а также ближайшие плановые намерения. Все вместе подсчитывалось с помощью агрегированного индекса «Торговая активность». Как показывают итоги 2009 года, высокий уровень внутрифирменного функционирования МШД был обеспечен благодаря относительно более благоприятными значениями оценок состояния кадрового состава, денежной самодостаточности, в том числе фондов оплаты труда. По этим измерителям мониторинг в течение года фиксировал нахождение выше «нулевого уровня». Наиболее благоприятным образом развивалась ситуация с кадровым составом, благодаря тому, что большинству МШД (в целом по базе мониторинга на уровне 70%) удалось сохранить кадровый состав. Часть магазинов (порядка 5%) пополнили численность в декабре. Выше среднего было значение индекса «Фонд оплаты труда». В более 60% МШД фонды стимулирования были стабильными. Правда, к концу года возможности для поощрения сотрудников несколько «подсели». В начале 2009 года индекс имел значение 155,7 пункта, а в декабре – 143,1 единицы. В благоприятной зоне, за редким исключением, находилось значение показателя «Обеспеченность собственными денежными средствами». Магазины, у которых денежная самообеспеченность была стабильной или даже упрочилась, несколько преобладали над теми МШД, где денежная база сузилась (43,2% к 38,8% соответственно). Оценки по объемам продаж, издержкам и ценам практически весь год держались ниже «нулевого уровня» или «уровня – 100». Тем не менее по этим показателям имеет место нарастающая позитивная динамика. В декабре значение соответствующего индекса по реализации достигло величины в 110,7 единицы, что на 32,7% больше, чем в начале года. Имеется своя специфика в динамике показателей, характеризующих деловую атмосферу. Для изучения состояния внешнеэкономической среды в регулярном режиме представителями магазинов оценивались: изменение ценового поведения и обязательность деловых партнеров/контрагентов; отношения с банками, в том числе стабильность проводок платежей; возможности для внешних заимствований денежных средств, а также общий сценарий изменения условий для ведения торговой деятельности. Позитивный уровень, то есть его нахождение выше «уровня 100», балансового индекса «Внешние условия» был обеспечен благодаря относительно более высоким оценкам состояния взаимоотношений МШД с банками и контрагентами. После имевших место в начале кризиса проблемных ситуаций с проводками платежей задержки в конце 2009 года стали довольно редким явлением. БИ поднялся до уровня выше 160 единиц. В частности, в декабре 2009 года не сталкивались с подобными явлениями более 80% магазинов. Реальные проблемы были только у 4-5% заведений торговли. Для сравнения: год назад реально столкнулись с задержками платежей 21,8% торговых точек. За год явно повысилась обязательность поставок со стороны контрагентов. Если в ноябре 2008 года значение данного БИ составило 100,9 пункта, то во второй половине 2009 года оно держалось устойчиво на высоте выше 140 пунктов. Этому состоянию характерна ситуация, когда почти 70% магазинов с задержками поставок со стороны контрагентов не сталкиваются совсем. Еще порядка 20% торговых точек вынуждены держать этот вопрос под контролем, то есть им приходится подстраховываться от подобных попыток. Случаи практической необязательности партнеров по торговой деятельности имеют место, на них и сегодня указывают порядка 5% МШД. Постепенно между магазинами и контрагентами нормализовалась ситуация с закупочными ценами. Соответствующий БИ вырос в декабре 2009 года к ноябрю 2008 года примерно вдвое. Однако значение балансового индекса все еще остается ниже уровня в 100 единиц и остановилось в декабре 2009 года на отметке 88,0 пунктов. В этом месяце более половины магазинов (51,6%) продолжали сталкиваться с фактами удорожания закупаемой продукции. Наконец, имеет место позитивная динамика в ожиданиях по изменению деловых условий для функционирования МШД в целом. В начале кризиса не видели оснований для их улучшения 54,5% магазинов, а надеялись на лучшее – только 21,8% торговых точек. Через год ситуация стала менее напряженной, и оптимистические настроения стали встречаться чаще: в соотношении 38,8% «оптимистов» к 38,4% «пессимистов» в декабре. Имеется своя специфика в оценках, на основе которых подсчитывается комплексный подиндекс «Трехмесячные планы». Значения балансовых индексов, образующих данный агрегат, держались весь год в благоприятной зоне, но обеспечено это было прежде всего благодаря более активным намерениям по расширению деятельности и кадровой политики. Балансовые индексы «Расширение деятельности» и «Кадры» длительное время находятся на уровне в 150 пунктов. Это значит, что доля магазинов, не намеренных сворачивать деятельность (не сокращать работников) или ее расширять (привлекать кадры), намного превышает долю тех заведений торговли, где намечается сворачивание торговли и сокращение персонала. В целом индекс торговой активности (ИТА) увеличился с 2008 по 2009 год на 10,8% и поднялся на уровень в 127,2 пункта. Это произошло преимущественно из-за улучшения восприятия складывающейся деловой атмосферы и неугасшего планового оптимизма. То и другое, следует надеяться, в конечном итоге станет реальными факторами для улучшения ситуации непосредственно внутри магазинов, которая через год еще не во всем дотягивает до докризисного уровня. В приведенном кратком отчете представлены сведения и комментарии по изменениям бизнес-процессов в торговых заведениях, созданных малым бизнесом в рамках реализации программы развития магазинов шаговой доступности, произошедших с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года. Мониторинг был организован НП «Московский центр развития предпринимательства» и планируется к продолжению при участии ТЦРП всех городских округов в еженедельном режиме (объем недельной выборки – 100 магазинов). Накопленная совокупная база данных с начала мониторинга составляет 5516 предприятий. Мониторингом были охвачены микро-, малые и средние торговые заведения, обладающие разнообразным стажем предпринимательской деятельности. Характеристики показателей деятельности давались преимущественно первыми лицами предприятий – владельцами (совладельцами), директорами и/или их заместителями предприятий. Обобщение текущих результатов производится Информационно-аналитическим управлением МЦРП. Итоговые промежуточные материалы представлялись в текущем режиме для ознакомления предпринимательской общественности и других заинтересованных лиц в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |