24.12.2009 Владимирская область: прокуратура защищает малый бизнес от проверок Как известно, 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому контролирующие органы имеют право проводить внеплановые выездные проверки малого и среднего бизнеса, только получив «добро» от прокуратуры. О том, как осуществляется надзор за исполнением этого закона во Владимирской области, разговор с Андреем Левушкиным, прокурором отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области. В.: Андрей Александрович, можно ли сказать, что надзор за исполнением Федерального закона «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей» - одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Владимирской области? О.: Безусловно. С момента вступления в силу данного закона прокуратура неоднократно предотвращала попытки проведения контролирующими органами внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в отсутствие предусмотренных на то законом оснований. Был организован ежемесячный мониторинг всех проводимых внеплановых выездных проверок. Разумеется, особое место в данном учете определено малому и среднему бизнесу. Всего с 1 мая 2009 года органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля провели 1383 внеплановые выездные проверки. На рассмотрение прокурорам поступило 304 заявления о согласовании проведения таких проверок. Более половины рассмотренных заявлений - от Роспотребнадзора и Госпожнадзора. По 120 заявлениям в согласовании проведения проверок было отказано, а в 160 случаях прокуроры приняли решение о согласовании проведения проверок. 24 поступивших материала прокуратура области вернула в контролирующие органы, в том числе и в связи с отсутствием необходимости в согласовании их проверок. В.: В каких случаях законодательство разрешает проводить выездные проверки? О.: Когда в ходе документарной проверки не представляется возможным оценить соответствие деятельности хозяйствующего субъекта требованиям законодательства. Так, в связи с отсутствием оснований для проведения внеплановых выездных проверок было отказано по заявлениям управления Роспотребнадзора и Госохотинспекции области, поскольку необходимые мероприятия следовало провести в форме документарной проверки. И решения, принятые прокурорами по результатам рассмотрения заявлений о согласовании, не обжаловались. В.: Каковы основные мотивы проведения внеплановых проверок малого и среднего бизнеса? О.: Основная причина - это обращения граждан, в которых содержались сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью, в связи с нарушениями, допускаемыми хозяйствующими субъектами. Замечу, что не всегда органы контроля соблюдают предусмотренный законом порядок проведения проверок предпринимателей. Так, прокуроры выявили 251 нарушение, допущенное контролирующими (надзорными) органами. В.: Например? О.: Например, Александровский городской прокурор установил факт проведения внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя должностным лицом Александровской районной станции по борьбе с болезнями животных, не указанным в распоряжении руководителя о проведении проверки. Акт проверки был оформлен с нарушением требований закона. Аналогичные нарушения выявил Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор. Естественно, по выявленным нарушениям принимаются меры прокурорского реагирования. Также органы прокуратуры области рассмотрели ряд обращений предпринимателей о нарушении их прав, допущенных в ходе проверок. В некоторых случаях указанные предпринимателями факты нашли свое подтверждение, прокуроры незамедлительно реагировали - вплоть до обращения в суд о признании действий должностных лиц незаконными. В.: Что еще в этом году сделано прокуратурой области, дабы наши надзорные органы перестали «кошмарить бизнес»? О.: Завершена работа по формированию проекта ежегодного плана проведения органами контроля (надзора) плановых проверок в 2010 году. Проанализирована обоснованность включения в проект плана каждого предложения органов контроля (надзора). И по итогам проведенных мероприятий в проект плана, который уже направлен в Генеральную прокуратуру РФ для размещения в Интернете, включены 6162 субъекта малого и среднего предпринимательства. А 1331 предложение контролирующих органов исключено из проекта в связи с отсутствием законных оснований для проведения плановых проверок. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Владимирские ведомости" |