23.12.2009 Москва: в магазинах экономкласса наблюдается потребительский бум На истекшей предновогодней неделе (с 14 по 18 декабря) балансовый индекс «Объемы продаж» в магазинах шаговой доступности (МШД) вырос на 13,5% к значению предшествующей недели (7-11.12.09). Почти 60% торговых точек завершили неделю, наращивая или не снижая своей выручки. Это выяснилось в ходе еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом наблюдения являются торговые заведения малого бизнеса, включившиеся в реализацию программы развития шаговой торговли в Москве. Характеризуя изменение ситуации в МШД в целом, нужно отметить, что все наблюдаемые оценочные обобщенные показатели развития внутрифирменной ситуации и окружающей деловой среды, плановые намерения на последней неделе уверенно закрепились в благоприятной зоне. Так, комплексный индекс «Внутрифирменная ситуация» превысил предшествующее значение в 122,4 пункта и остановился на уровне 132,1 усл. единицы. На 3,4% подросла величина обобщенного индексного показателя «Внешние условия». Он достиг порога в 126,9 пункта против 122,7 единицы ранее. С приростом отчетный период завершился по обобщенному индексу «Трехмесячные планы», переместившись вверх с отметки в 133,8 до 135,5 пункта. Еще более масштабнее происходящие перемены в функционировании МШД заметны при сопоставлении результатов последнего мониторинга с данными за аналогичную неделю в прошлом году. Год назад внутрифирменный индекс имел значение 95,2 пункта, что свидетельствует о преобладании в торговых точках неблагоприятных процессов. Через двенадцать месяцев его величина составила, как было указано выше, 132,1 единицы. Таким образом, прирост составил 38,8%. За двенадцать месяцев магазины резко снизили торговые издержки, кардинально пересмотрели ценовую политику, повысили собственную финансовую самодостаточность. В 2008 году представители 56,6% МШД констатировали, что из-за кризиса затраты на продажи у них увеличились. Сегодня в подобной ситуации оказалось заметно меньше заведений торговли – 39,6%, а соответствующее индексное значение изменилось на 42,9%, поднявшись с уровня 79,7 пункта до 113,9 единицы. Иными стали ценовые подходы. Накануне 2009 года свыше половины торговых заведений эконом-класса (54,5%) увеличили собственные цены к докризисному уровню. Накануне 2010 года доля таких магазинов сократилась на 21,8% (до 32,7%). Рассчитываемый индекс «Собственные цены» за год улучшился на 41,9%, поднявшись с уровня 87,9 до 124,7 пункта. В прошлом году насчитывалось в 2,5 раза больше торговых точек, которые были не уверены в прочности собственной финансовой базы. Сегодня почти половина МШД (48,5%) имеют стабильную или повышающуюся денежную самообеспеченность. Индексное значение, характеризующее денежную самообеспеченность торговых точек, улучшилось на 21,2%, переместившись из неблагоприятной зоны в 89,0 пункта в область позитивных величин на уровень 107,9 единицы. Во внешних условиях наиболее значимой приметой стало ценовое поведение торговых поставщиков. За год доля магазинов, констатирующих рост цен от контрагентов, снизилась на 31,3%. В аналогичную неделю в прошлом году уполномоченные представители 77,8% магазинов отмечали, что вынуждены работать с поставщиками по возросшим ценам. Сегодня с такой ситуацией сталкивается намного меньше магазинов - 46,5% МШД. Благоприятные перемены произошли в выстраиваемых ближайших трехмесячных планах. Плановый индекс улучшился на 26,6%, переместившись с уровня в 107,0 пункта до 135,5 единицы. Во многом позитивные изменения величины индекса «Планы» произошли благодаря решительному пересмотру магазинами ценовой политики. Год назад она преимущественно строилась на основе необходимости повышения цен, о чем говорилось в 64% анкет. Сегодня подобные намерения высказываются в 2,5 раза реже (в 24% магазинов). Большинство МШД (53%) высказывают намерения торговать по неизменным ценам. В целом отмеченная позитивная динамика выразилась в росте на 28,8% агрегированного индекса торговой активности малого бизнеса, учитывающего изменения по 18 анализируемым показателям. Его величина составила 131,5 пункта против 102,1 в прошлом году. Более детально ситуация о развитии магазинов шаговой доступности описана в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |