17.12.2009 Москва: магазины шаговой доступности снижают цены На истекшей деловой неделе (7-11.12.09) на 8,1% стало меньше магазинов шаговой доступности (МШД), в которых торговля ведется по возрастающим ценам. Число подобных торгующих заведений составило 34,3%. Это выяснилось в ходе еженедельного мониторинга бизнес-процессов в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом наблюдения являются торговые заведения малого бизнеса, включившиеся в реализацию программы развития шаговой торговли в Москве. Балансовый индекс «Собственные цены», показывающий как изменяется ценовая ситуация в МШД из-за кризиса, поднялся за последнюю неделю на уровень в 121,6 пункта, что свидетельствует о преобладании торговых точек, в которых цены не растут, а остаются неизменными или уменьшаются. Таких по данным последнего наблюдения набралось 55,9%, среди которых 47,1% торговали по стабильным ценам, а 8,8% - по сниженным. Благоприятные изменения в ценовом поведении магазинов стали особо заметными в четвертом квартале нынешнего года. До этого соответствующий БИ держался ниже уровня в 100 единиц из-за доминирования МШД, в которых происходило увеличение отпускных цен. Например, в первом квартале действовали подобным образом 50,6% магазинов. Эта доля была примерно такой же и во втором, и в третьем кварталах. Тенденция на сокращение начала проявляться лишь в октябре, когда численность торговых точек с растущими ценами снизилась до 44,3%. В ноябре их стало еще меньше – 35,3%. Вполне вероятно, что отмеченная позитивная тенденция получит дальнейшее развитие. Основанием этому служат демонстрируемые ближайшие трехмесячные ценовые намерения в МШД. Здесь также имеет место факт уменьшения суммы высказываний о предполагаемом повышении цен. На прошедшей неделе 43% торговых заведений намеревались придерживаться существующей ценовой планки, а 4% - опустить ее. Намного меньше насчиталось магазинов (28%), склонных действовать противоположным образом. Такое относительно благоприятное распределение точек торговли на предполагаемой ценовой шкале «выше/так же/ниже» встретилось впервые за время мониторинга. В 2008 году на повышение торговых цен настраивались в 54% торговых заведений. Столько же их было и во втором квартале. В ноябре это количество снизилось до 38%, а теперь стало еще меньше. Демонстрируемым благим намерениям суждено сбыться, если ослабнет ценовое давление на магазины шаговой доступности со стороны поставщиков. Пока «чужие цены» чаще растут, чем падают. С октября по декабрь практически не меняется количество ответов о том, что закупочные цены у магазинов увеличиваются. Оно остается довольно внушительным и составляет порядка 58%. Тем не менее ценовое поведение контрагентов, судя по свидетельствам представителей МШД, постепенно меняется в лучшую сторону. В 2008 году и до четвертого квартала 2009 года жалобы на высокие закупочные цены высказывались чаще. По июнь 2009 года в наблюдаемых торговых точках о растущих у поставщиков ценах говорили порядка 75% предпринимателей. В третьем квартале доля подобных свидетельств сократилась где-то до 68%, а в конце нынешнего года уменьшилась еще на 10%. Характеризуя ситуацию в сфере функционирования эконом-магазинов малого бизнеса в целом, нужно отметить, что все наблюдаемые оценочные показатели о развитии внутрифирменной ситуации и окружающей деловой среды, о планируемых целях оставались на последней неделе в позитивной зоне. Более того, комплексный индекс «Внешние условия» превысил предшествующее значение в 120,5 пункта и зафиксировался на уровне 122,7 условных единиц. На 7,5% увеличилась величина обобщенного индексного показателя «Трехмесячные планы». Он достиг уровня в 133,8 пункта. Некоторое снижение на неделе произошло по комплексному индексу «Внутрифирменная ситуация» - с отметки в 128,2 до 122,4 пункта. Несмотря на это, агрегированный индекс торговой активности малого бизнеса, учитывающий изменения по 18 показателям, составил во вторую неделю декабря 126,3 пункта, что несколько выше, чем было в начале декабря (124,1 единиц). Более подробное описание ситуации о развитии магазинов шаговой доступности размещено в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |