14.12.2009 Москва: почему малому бизнесу выгодно производить промышленные товары? Благополучие большинства малых производственных компаний полностью зависит от толщины портфеля с заказами. В условиях кризиса найти их помогает субконтрактация. О том, что такое субконтрактация по-московски, "МК" беседует с гендиректором Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артемом Киселевым. В.: Почему за рубежом так популярна субконтрактация? О.: Сегодня очевидна тенденция разделения производственного процесса на все большее число мелких операций. В Европе, да во и всем мире, уже есть малые предприятия, работающие на субконтрактной основе. Есть примеры, когда на малом предприятии работает 5-10 человек, при этом они производят продукцию на 3-4 млн евро в год. А это всего лишь один небольшой цех, где стоят несколько станков с числовым программным управлением, это гибкая специализация, быстрая переналадка. Такие фирмы не занимаются никаким маркетингом, продвижением своей продукции, а лишь четко, в срок выполняют заказы. Для крупного предприятия-контрактора это выгодно, снижается стоимость комплектации, есть возможность вкладывать средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, дизайн, маркетинг, техперевооружение. В.: А что у нас? О.: Крупные предприятия обычно имеют полный производственный цикл. Но постепенно они начинают выводить на субконтракт отдельные вспомогательные, "нестратегические" производства. Обычно это выглядит следующим образом: раньше это был производственный участок, а теперь - малое предприятие. Оно работает в интересах основного заказчика, но при этом решает все свои вопросы - поиск дополнительной загрузки, техперевооружение. В.: Как идет процесс разукрупнения крупных предприятий? О.: К сожалению, он идет достаточно медленно. У нас еще действует парадигма: надежнее не контролировать поставки комплектующих, а иметь все переделы у себя под контролем. И при этом таких руководителей не очень смущает тот факт, что с каждого рубля стоимости своего предприятия они получают гораздо меньше прибыли, чем за рубежом. Такой подход является одной из главных причин низкой производительности. Цена продукции завышается за счет непроизводительных издержек. Кроме того, замедляется темп техперевооружения, так как трудно купить новое оборудование сразу для всего производственного цикла. Снижается скорость реагирования на запросы рынка. Колесики крутятся в обратную сторону. В.: Как вписывается в эту систему инновационный бизнес? О.: В Москве много инновационных предприятий, у них есть свои разработки и знание рынка, свои "ниши", но не хватает оборудования, производственных мощностей. Обычно они размещают заказы на изготовление комплектующих на стороне, постепенно из таких компаний вырастают те же самые контракторы. И таких примеров много. В.: Как разворачивалась работа по субконтрактации в Москве? О.: Когда был создан наш центр, то мы начали работу с поиска заказчиков. А уже под конкретные заказы подбирали поставщиков-субконтракторов. Услуга оказалась востребованной, и мы поняли, что нужен инструментарий, чтобы поставить эту деятельность на поток. Сами разработали информационный инструментарий - систему поиска партнеров по кооперации. Это позволяет накапливать информацию по производственным возможностям предприятий, быстро находить либо заказчика, либо поставщика. И, как показывает практика, механизм работает. Причем не только в пределах Москвы, но им пользуются и в регионах. Многие столичные фирмы вступают в кооперацию с предприятиями в других городах. В.: Как вы справляетесь с возросшим потоком информации? О.: Основная номенклатура деятельности центра - это все, что связано с выпуском машинно-технической продукции: все виды металлообработки, электроника, электротехника, резина, пластмассы. Предприятий обращается много. Чтобы всех обслужить, мы внедрили систему менеджмента и качества. Центр сертифицирован в соответствии с международным стандартом ИСО-9001. Это позволяет увеличивать объемы практически без увеличения числа сотрудников. Так, за 2008-2009 годы количество пользователей возросло на 50%, количество заказов также увеличилось, а штат остался прежним. В.: Кризис заставил на некоторые процессы посмотреть под другим углом. Как он отразился на деятельности центра? О.: Хотя кризис пошел на убыль, до его завершения еще далеко. Для малых производственных предприятий кризис - сжатие рынка, снижение объемов реализации, увеличение сроков оплаты от заказчика. Одновременно - повышение цен на инфраструктурные услуги, а также на сырье и материалы и импортные комплектующие. Объемы производства падают, а издержки растут. И при этом стоит задача сохранения персонала, так как малому предприятию найти квалифицированные кадры сложно. В этих условиях самым важным становится получение заказов. При их отсутствии никакой кредит не поможет. Да его и невозможно получить, если заказа нет. Поэтому благополучие компании полностью зависит от этого фактора. Где взять заказы? Надо искать, надо охотиться за ними постоянно. Мы тоже не остаемся в стороне от этой работы. Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы была поставлена перед нами задача: находить заказы для малых и средних предприятий столицы. Несмотря на сложные времена, в 2009 году мы удвоили объемы привлеченных заказов. В.: Откройте секрет, где и как вы их находите? О.: Мы вступаем в контакт с соответствующими службами крупных предприятий, вместе анализируем их потребности в поставке комплектующих. Спорим. Убеждаем. Приходится разрушать стереотипы, показывать на цифрах, что производство в Москве - это выгодно. Убеждать, что столичный малый бизнес способен выполнить работу в срок, с нужным качеством. Затем под конкретный заказ ищем московские фирмы для выполнения заказов. В поиске заказчиков нам помогают межрегиональные связи: у нас создана сеть партнерских региональных и зарубежных центров, их уже 42. Например, в Тульской области - развитый машиностроительный комплекс, многие местные предприятия получили оборонные заказы, то есть они платежеспособны. И им требуются поставки по кооперации. Из Москвы узнать об этих нуждах нереально. Но нашим тульским партнерам потребности "своих" заводов известны. По нашему запросу они обзвонили все эти заводы, собрали заказы, на 200 миллионов рублей. Вместе мы организовали квалификационный отбор поставщиков и однодневные переговоры. Москвичам на переговорах была обеспечена "зеленая улица". Это называется биржа субконтрактов. Также работаем и с другими регионами - Ярославлем, Санкт-Петербургом, Ижевском. При этом я должен подчеркнуть, что размещение заказов происходит на конкурентной основе. Никто не получает привилегий, все должны соответствовать требованиям заказчиков. Все должно быть по-честному. В.: Критерии при выборе поставщиков? О.: Основной критерий - цена, второй - качество. Но третий, не менее важный критерий - организация производства: технологические карты, маркировка продукции, метрология, управление несоответствиями - очень много параметров. И по этим компонентам многие малые предприятия пока проигрывают. Наша задача - объяснить им важность этих моментов. Помочь выдержать требования заказчика. Это трудная, но важная работа, я ставлю ее наравне с работой с ценами. Ценообразование - отдельный разговор. Существует миф о том, что в Москве все делать дорого. Это не так. Дорого - это если в калькуляцию на кооперационные заказы включать общезаводские издержки. Можно делать и так, но тогда с заказом можно попрощаться. По кооперационным заказам можно считать только издержки, которые напрямую относятся к его выполнению. Тогда все нормально получается. Мы проводим регулярный межрегиональный мониторинг расценок на выполнение основных технологических операций по конкретным изделиям. Смотрим, сколько стоит изготовление тех или иных деталей в Москве, в других городах. Разброс по ценам даже на территории одного региона он может достигать 2,5 раза. Стали разбираться подробнее: малые предприятия, у них нет безумных накладных расходов, попадают в узкий ценовой коридор, и в Москве, и во Владимире цены сопоставимые. А вот у крупных предприятий разброс по ценам в диапазоне в 2-5 раз. И эти два ценовых коридора не пересекаются. Когда цену на продукцию считают малые предприятия, в цене главную роль играет не стоимость аренды площадей или цена рабочей силы (они в Москве действительно дороже, это объективно), стоимость оборудования везде примерно одинаковая. На цену сильно влияет качество организации производственного процесса, а москвичи по этому критерию выглядят достойно. В.: И что означает это преимущество? О.: Это означает, что в Москве можно размещать кооперационные заказы. Заказчикам пора отказаться от стереотипа, что со столичным малым бизнесом работать дорого. Кроме того, надо учитывать то, что в Москве малые и средние предприятия обеспечены мощной комплексной поддержкой. В том числе и в вопросах управления качеством, сертификации по стандартам ISO. Есть подробное консультирование, есть компенсация половины затрат на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента - десятки малых предприятий уже получили эти деньги. Надо обратиться в наш центр, мы поможем. Бесплатно. В.: Увеличился ли интерес к субконтрактации со стороны как заказчиков, так и поставщиков? О.: В условиях кризиса наша работа оказалась востребованной. Количество посещений нашего сайта по сравнению с прошлым годом возросло с 1,7 раза. Заметно увеличилось и количество предприятий, которые к нам обращаются за заказами. Еженедельно к нам приходит 70-80 предложений. Приходят и заказчики, им сейчас нужно снижать издержки. Когда заказы серьезные, то проводим биржу субконтрактов. Оповещаем поставщиков, делаем предварительный отбор: на каком оборудовании будет производиться продукция, какой есть опыт работы. После отбора приглашаем поставщиков-субконтракторов на переговоры, они проходят в течение одного дня. На одного заказчика приходится от 20 до 40 поставщиков. Обычно разговор идет в двух плоскостях: технологической и ценовой. И нередко после такого общения цена снижается на 30% и более. А уж снижение на 15-20% - явление повсеместное. Обычно на таких биржах субконтрактов объем заказов достигает 200-300 млн руб. Хотя на последней бирже, завершившейся на днях, было заключено контрактов на сумму более 500 млн руб. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец" |