14.12.2009 Москва: пробелы в законе о СРО заставят многие МП закрыть бизнес Для малых и средних предприятий, работающих в сфере строительства, с 1 января 2010 года появятся новые административные барьеры. Пробелы в законе о саморегулируемых организациях и в перечне работ, по которым необходимо получать допуски, заставят многие малые компании столицы закрыть бизнес. Подсчитать сегодня точно, сколько человек заняты в малом и среднем строительном бизнесе, не представляется возможным. Такой статистики просто нет. Правда, можно попытаться установить количество компаний по косвенным факторам. Так, известно, что на данный момент выдано около 300 тыс. лицензий, разрешающих заниматься строительными работами. Согласно оценкам экспертов, реально работает в шесть раз меньше: около 50 тыс. предприятий. Из них примерно 80% приходится на московский регион (в малом строительном бизнесе заняты более 800 тыс. москвичей). На втором месте с большим отрывом - Санкт-Петербург. Таким образом, от нововведений в первую очередь пострадают столичные малые компании. Некоммерческое партнерство строителей малого и среднего бизнеса провело исследование среди своих членов о том, какими видами деятельности они занимаются. Первое место с 29% занимают подготовительные работы, на втором - отделочные работы (24%), на третьем - прокладка инженерных сетей (18%). Далее идут: возведение несущих конструкций, связь и электрика, специальные работы. Большинство небольших строительных компаний имеет достаточно узкую специализацию по нескольким видам работ. В целом же, как отмечают эксперты, малый бизнес вытеснен в сферу субподрядных видов деятельности, специализируясь на устройстве внутридомовых сетей, монтаже отопительного и вентиляционного оборудования, электромонтажных, кровельных, отделочных и других видах работ, которые крупный застройщик может доверить небольшим компаниям при условии соблюдения сроков и качества. Кризис привел к сокращению числа игроков на рынке, а главное - объемов строительства. Согласно официальным данным, приведенным на строительной ассамблее, падение в 2009 году составит свыше 18%. Но это в среднем по отрасли. Малый и средний бизнес пострадал значительно больше. Есть компании, у которых объемы работ сократились до 60%. Выиграли те, кто экономно расходовал финансовые ресурсы, не брал кредитов под высокие проценты. Помогает выживать малому бизнесу и структура компаний. Большинство из них по численности совсем небольшие, с минимальным набором нужных специалистов, в основном технический персонал. Для выполнения заказов чаще всего привлекаются рабочие со стороны на условиях договора. Когда фронт деятельности сокращается, с ними расстаются. Кризис обострил положение на рынке, усилил конкуренцию. Если еще недавно существовало более или менее четкое распределение между малым бизнесом и крупными компаниями по фронтам работ, то теперь крупные компании все активно "залезают" на территорию "маленьких". Гранды строительной отрасли стали принимать участие в небольших тендерах до 2 млн рублей, на которые до недавнего времени не обращали внимания. Есть конкуренция и со стороны "диких" бригад. У них свои преимущества, они не платят налоги, не оглядываются на законы. При этом не несут никакой ответственности за результаты своего труда. Легальные же малые предприятия вынуждены нести немалые затраты. Например, для участия в конкурсе нужно правильно заполнить целую кипу документов. Это требует привлечения соответствующих специалистов. Эти расходы увеличивают себестоимость продукции. Никто не спорит, что малому бизнесу для развития нужны четкие и неизменные правила игры. А для этого требуется ясная и прозрачная налоговая база. К сожалению, закон о СРО в нынешней редакции принесет малым компаниям больше вреда, чем пользы. Правительство Москвы понимает, в какой сложной ситуации оказался малый строительный бизнес. Выступая на заседании координационного совета, главный строитель столицы вице-мэр Владимир Ресин заявил, что СРО и партнерства, которые объединяют малые и средние компании отрасли, важны для города, так как без помощи небольших компаний ничего построить невозможно. По мнению Ресина, необходимо, пока не поздно, уменьшать размеры минимальных взносов в компенсационные фонды СРО для малого бизнеса, а также предусмотреть возможность рассрочки при внесении такого взноса, иначе малый бизнес не сможет принимать участие в конкурсах по получению горзаказа и разорится. Как считает Николай Куликов, заместитель гендиректора Московского агентства по развитию предпринимательства (МАРП), малым предприятиям будет весьма сложно вступить в СРО: при вступлении в объединение нужно выложить крупную сумму в размере 1 млн рублей. Из них 300 тыс. руб. компания должна будет внести в компенсационный фонд СРО (из них оплачиваются штрафы), а 700 тыс. - оформить как страховую сумму. Это по силам крупным предприятиям, но не малым и средним компаниям, констатировал замглавы МАРП после анализа пакета законодательных актов (закон о СРО, Градостроительный кодекс и утвержденный Минрегионразвития перечень работ, по которым необходимо получить допуск). Однако даже вступление в СРО не гарантирует строителям безоблачной жизни. Указанный закон устанавливает слишком жесткие квалификационные требования к строителям. Как считает Куликов, 80% организаций не смогут выполнить установленные нормы по количеству квалифицированных работников. "Чтобы получить свидетельство о допуске к видам работ, руководитель должен иметь у себя в штате не менее трех профильных специалистов с высшим образованием либо пять работников с профильным средним образованием, - пояснил он. - У крупных организаций люди есть, а что делать малым предприятиям, которые, например, устанавливают датчики на батарею, сантехнику?". Кроме того, указал заместитель гендиректора МАРП, в законе прописано, что все виды допусков должны выдаваться по тем работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства. Так вот, Минрегионразвития РФ включил в перечень работ, влияющих на безопасность, почти все виды строительной деятельности. Таким образом, малые компании, по мысли Куликова, которые занимаются установкой сантехники, кондиционеров, опять оказались ущемленными. Правда, последняя проблема в скором времени может быть решена. ФАС России возбудила дело в отношении Минрегионразвития в связи с утверждением перечня. До 17 декабря этого года антимонопольный орган планирует рассмотреть дело и обязать министерство принять новый перечень видов работ, более гуманный в отношении МП. Как подчеркнул Куликов, необходимо сохранить в перечне только те работы, которые могут причинить вред большому количеству людей, а также те, выполнение которых несет риски нанесения неисправимых механических воздействий и влияют на безопасность при последующей эксплуатации. Работы, которые несут потребительские риски, должны быть исключены из этого перечня. Если это произойдет, считает Куликов, интересы малого бизнеса будут хоть в какой-то степени защищены. По мнению президента Некоммерческого партнерства строителей МСБ Дмитрия Филиппова, институт СРО требует улучшения, например, требует уточнения идея компенсационного фонда. На Западе он собирается только для физических лиц: если умер директор компании, то этот фонд будет нести ответственность по обязательствам этой компании. Работы для СРО непочатый край. Необходимо разрабатывать технические регламенты, которые сегодня для предприятий малого и среднего бизнеса отсутствуют. "Мы пожинаем то, чего сами хотели: мы долго добивались отмены лицензирования, хотели как лучше, а получилось даже не как всегда, а хуже", - подытожил президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству (ОЭС) при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец" |