04.12.2009  Москва: арендные платежи у малого бизнеса в ноябре не изменились

   В ноябре 2009 года усредненная доля арендных платежей в общем объеме затрат предприятий сферы малого бизнеса Москвы составила 20,4%. В целом их величина относительно стабильно держится на 20-типроцентном уровне уже девятый месяц. Эти данные получены в результате обработки анкет ежемесячного мониторинга, проводимого с марта НП «Московский центр развития предпринимательства», с целью анализа ситуации, складывающейся в условиях финансово-экономического кризиса, в сфере арендных отношений малого бизнеса. Анкетирование проводится силами ТЦРП во всех административных городских округах. Опрашиваются владельцы и руководители микро-, малых и средних предприятий разных сфер деятельности. Примерно треть фирм (32,2%) имеют 3-летний предпринимательский стаж, в том числе 13,5% работают не более года. Каждое второе предприятие (47,8%) действует на рынке от 4-х до 10 лет. Остальные (20,0%) предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность более 10 лет.
    Преобладающая часть малого бизнеса (43,9%) арендует офисные помещения. У двух третей предприятий (35,5%) в найме находятся торговые помещения. 27,1% фирм имеют в аренде складские площади. Причем, можно предположить, что спрос на складские помещения постепенно растет. Так, в марте снимали склады 9% предприятий, во втором и третьем квартале - около 17%, в октябре – 19,6%, а в ноябре – на 7,5% больше. Малый бизнес арендует и производственную недвижимость. В ней нуждается примерно каждое четвертое предприятие (24,5%).
    Арендуемые помещения принадлежат разным собственникам. Большая часть спроса малого бизнеса удовлетворяется коммерческими фирмами. 58,7% помещений находятся в коммерческой собственности. Прежде всего, это офисная недвижимость. 30,3% площадей находится в ведении города. Горнедвижимость активно арендует малый бизнес, занимающийся торговой деятельностью. Часть арендных потребностей удовлетворяют федеральные структуры – 12,3%, особенно по производственным и складским площадям.
    Указанная выше доля арендных платежей в общих расходах предприятий держится стабильной из-за того, что подавляющая часть арендодателей (81,9%) в ноябре не меняли условий договоров аренды. Более того, 9,7% их них даже сделали коррективы в сторону улучшения. Только 6,5% предприятий оказались в ситуации пересмотра арендных взаимоотношений в худшую сторону.
    Преобладающая часть малого бизнеса (58,7%) работает по схеме прямой аренды. Тем не менее многие предприятия (42,6%) пользуются нежилой недвижимостью на условиях субаренды. Более того, доля этих фирм увеличилась по сравнению с октябрем на 6%. Движущей причиной здесь, как показывает мониторинг, стало то, что в сфере субаренды договорные условия чаще переписывались в лучшую сторону.
   В ноябре число предприятий, где арендные платежи не изменялись, увеличилось на 7,5% по сравнению с октябрем (до 76,1%), у 10,3% предприятий они подросли. При этом рост составил усредненно порядка 10%. У 12,3% малых фирм платежи снизились примерно на 15-16%.
   Предприятия, взаимодействующие с городскими структурами, находятся, как и в предыдущие месяцы, в относительно более благоприятном положении, о чем свидетельствует соответствующий балансовый индекс (представляющий собой разность между долей предприятий, которые указали на уменьшение или сохранение показателя «арендные платежи», и долей предприятий, сообщивших об их увеличении). В арендных отношениях с городом его значение составило 76,6 процентных пункта, а с коммерческими структурами – 71,4 п.п. В частности, 85,1% предприятий, арендующих городскую недвижимость, указывают на стабильность стоимости аренды. Больше проблем возникает у малого бизнеса при взаимодействии с коммерческими фирмами. В этой группе на неизменность договорной цены указывалось реже – в 72,5% компаний.
   Подавляющая часть фирм (75,5%) уже пролонгировала свои договоры аренды на перспективу. Тем не менее у каждого пятого предприятия сроки аренды истекают в нынешнем году. В этой группе больше всего совсем маленьких предприятий (с численностью до 5 человек). Они в большей мере заинтересованы в аренде офисных и торговых помещений и ориентируются здесь на коммерческие фирмы. Поэтому ситуация на рынке коммерческой недвижимости может существенным образом повлиять на их деятельность в скором будущем.
   ИА "Альянс Медиа"