03.12.2009  Москва: магазины экономкласса упрочили торговые позиции

   Последняя ноябрьская неделя у магазинов шаговой доступности (МШД), созданных малым бизнесом в рамках городской программы развития шаговой торговли, завершилась позитивным ростом большинства показателей торговой деятельности. Это показывает анализ данных текущего еженедельного общегородского мониторинга сферы МБ Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов.
   Сводный индекс торговой активности в конце ноября остановился на отметке в 125,4 пункта, что всего лишь на 2,4 процентных пункта меньше своеобразного рекордного значения двухнедельной давности, но на 19,7 пункта выше уровня, зафиксированного ровно год назад. Указанный недельный прирост явился следствием укрепления внутрифирменных позиций и прогрессирующими плановыми намерениями.
   В сети точек шаговой торговли малому бизнесу удалось несколько снизить торговые издержки. Индексный показатель «Затраты на продажи» прибавил 5,9 процентных пункта к предшествующему значению в 101 пункт. На неделе сократилась на 4,8% (до 39,6%) доля магазинчиков, торгующих с растущими издержками, и увеличилась на 4,1% численность торговых заведений, сумевших удержать торговые затраты на неизменном уровне.
   Нынешняя ситуация по данному показателю разительно отличается от прошлогодней. В конце 2008 года балансовый индекс был существенно ниже уровня в 100 пунктов, который имеет место при количественном равенстве магазинов, находящихся в относительно благополучном и неблагополучном положении. Величина индекса «Торговые издержки» в конце прошлого года составляла 80,8 п.п. из-за того, что в тот период у более половины магазинов (54,2%) затраты на продажи увеличивались.
   Магазины экономкласса смогли скорректировать ценообразование в сторону снижения ценовой планки. Индексный показатель «Собственные цены» улучшился на 13,6 пункта и остановился на уровне в 131,7 п.п. Позитивные изменения произошли благодаря сокращению доли магазинов, где отпускные цены росли, в пользу торговых точек, где их удалось держать на неизменном уровне.
   По этому показателю конец ноября в нынешнем году существенно отличается от прошлогодней ситуации. Год назад балансовый индекс был на 34 пункта хуже из-за менее благоприятного распределения магазинов по ценовой шкале «выше-ниже». За истекшие 12 месяцев число заведений торговли, повышавших собственные цены, сократилось с 48,9% до 30,7%. В 2008 году торговали по снижающимся ценам 4,1% торговых точек, сегодня - 9,9%. Наконец, продавцов, придерживающихся неизменного ценового уровня, тогда насчитывалось 42,5%, а сегодня – 52,5%. Таким образом, можно предположить, что в течение года небольшие магазины экономкласса улучшили свою ценовую привлекательность.
   За последнюю неделю в МШД появились дополнительные возможности для стимулирования торгового персонала. Ноябрь завершился снижением доли магазинов, где фонды оплаты труда «похудели». Неделю назад таковых насчитывалось на 10,7% больше (36,4%). Соответственно, больше на 6,9% стало торговых точек (61,4%), которым удавалось поддерживать фонды материального поощрения в стабильном состоянии. Расчетный индекс «Фонд оплаты» в целом прибавил за неделю 21,4 п.п. и достиг уровня в 144,6 пункта.
   Несмотря на очевидные благоприятные изменения в поощрительных фондах магазинов, настоящий уровень еще не достиг относительного наилучшего значения за время мониторинга. В начале года описываемый подиндекс был на 11,1 пункта выше и составлял 155,7 пункта благодаря тому, что в большинстве точек шаговой торговли (65,4%) фонды оплаты труда оставались на докризисном уровне.
   Мониторинг указывает также на некоторое улучшение кадровой ситуации в торговых заведениях типа МШД. Балансовый индекс «Кадры» прибавил 6,2 п.п. и остановился на уровне в 143,5 пункта. В подавляющем числе магазинов кадровый состав оставался стабильным. Однако еще далеко не преодолена ситуация превышения доли торговых заведений, сокращающих персонал, над теми, которые его привлекают.
   Похоже, становится устойчивой тенденция к превышению численности оптимистично настроенных продавцов в сети точек шаговой торговли над пессимистами. В 44,6% магазинов не было высказано опасений по возможному ухудшению делового климата в ближайшей перспективе. Оппонирующая группа оказалась в меньшинстве – в количестве 36,7%. Показательно, что тенденция по преобладанию оптимистов над пессимистами явно обозначилась в последние два месяца.
   Более полное мониторинговое обозрение деятельности малого бизнеса Москвы по участию в развитии шаговой торговли содержится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства».
   ИА "Альянс Медиа"