01.12.2009 Москва: осторожно, рыба «не первой свежести»! Практически с таким призывом обратился к журналистам заместитель руководителя управления Росприроднадзора по г. Москве и Московской области Вадим Солод на прошедшей 1 декабря в Медиацентре «Известий» пресс-конференции, посвященной проблемам контроля качества рыбной продукции, поступающей в торговые сети столицы и Подмосковья. Сегодня для жителей Москвы и Подмосковья вероятность покупки некачественной рыбной продукции очень высока. Как пояснил В. Солод, это связано с тем, что с одной стороны, госорганы не имеют права препятствовать бизнесу осуществлять законную деятельность, но с другой, отсутствие контроля и высокие нормы прибыли открывают широкие возможности для реализации некачественной, а зачастую и опасной для здоровья продукции. По словам заместителя руководителя управления Росприроднадзора по г. Москве и Московской области, согласно приказу №410 Министерства сельского хозяйства РФ, все предприятия, осуществляющие ввоз, переработку и хранение рыбной продукции, должны пройти обследование в учреждениях Россельхознадзора. 1 декабря закончился срок для проведения проверок, но из 1200 предприятий рыбного бизнеса с просьбой провести соответствующее обследование в ведомство обратилось не более 70 предприятий, из них 40 получили разрешение ветеринарных служб. В работе еще 30 были выявлены нарушения, и их деятельность была приостановлена. Однако в случае устранения нарушений, деятельность этих предприятий может быть возобновлена после повторной проверки. Примечательно, что по данным В. Солода, из представителей крупных сетей лишь один Metro Cash & Carry абсолютно добровольно прошел процедуру проверки. Ситуация с контролем, по мнению В. Солода, не решена на системном уровне. Поэтому часть предприятий, осуществляющих перевозку рыбной продукции, убеждены, что в принципе не должны проходить проверку Россельхознадзора. В целом, несмотря на кризис, рыбная отрасль демонстрирует рост. По предварительным оценкам, в 2009 году динамика роста составит 8-10%. При этом доля импорта в 2009 году в стоимостном выражении выросла на 18%, в количественном - всего на 1%. Таким образом, налицо замещение импортной продукции отечественной. Все это положительные тенденции. Настораживает лишь тот факт, что из стран Юго-Восточной Азии на российский рынок поступают весьма экзотические виды рыб, например, из Вьетнама так называемая масляная рыба, или наждак-рыба. Как пояснил В. Солод, это «странное существо питается кораллами, и в советское время было выключено из списков продуктов питания». Еще один вид – пангасиус. Это рыба, питающаяся разложившимися биотходами. Причем 10% импорта всей рыбной продукции обеспечивает именно этот экзотический «чистильщик» водной среды. В Москве эта рыба достаточно активно продается под видом филе сома. Если говорить об отечественной продукции, то участились случаи поставки в Москву некачественных тушек лососевых рыб. Это происходит потому, что вылов этих пород рыб производится в момент нереста, когда мясо рыб теряет все питательные свойства, и ценность представляет только икра. По поводу икры В. Солод сообщил, что сегодня этот продукт стал доступен даже москвичам с невысокими доходами. Если в прошлом году цена продукта за килограмм составляла 3 тыс. рублей, то сегодня этот продукт стоит от 850 рублей. Однако качество этого продукта не гарантированно. Недавно по железной дороге из Владивостока поступила крупная партия икры – порядка 118 тонн. Продукция провозилась с нарушениями, а по итогам ветеринарной проверки выяснилось, что только 39 тонн продукта были произведены с соблюдениями всех санитарных норм. Остальная часть партии забракована из-за наличия кишечной палочки и дрожжей. Настораживает, что позже на адрес того же грузополучателя поступила аналогичная партия икры, но специалистов Россельхознадзора уже не допустили к проверке. Позже по итогам проверки ГУВД на транспорте сообщалось, что продукция поступила в розничную сеть. Покупать свежую и живую рыбу, поставляемую подмосковными рыбохозяйствами, тоже не всегда безопасно – рыба может быть заражена гельминтами. А вот охлажденная рыба поступает в Москву и Московскую область качественная, но проблема заключается в том, что она должна храниться при температуре минус 18 градусов, а продавцы не всегда соблюдают правила хранения. Чтобы придать рыбе товарный вид, в ход идут такие способы, как подкрашивание лососевых туш, а икру «освежают» при помощи минеральной воды, а то и моющего средства «Fairy». Огорчает В. Солода, что сегодня покупатель фактически остается один на один с недобросовестным производителем или продавцом. Поэтому нужно руководствоваться такими знаниями, что охлажденная рыба должна стоить в магазинах как минимум в 2 раза дороже. Но и цена - не гарантия качества. «Никто не знает, сколько раз продавец замораживал и размораживал товар. Для московских продавцов очень характерно так называемое глазурирование рыбы», - пояснил он. Он признался, что для себя приобретает продукцию на продовольственном рынке, где постоянно работает служба ветеринарного контроля. Но и там специалист в области ветеринарии не раз обнаруживали некачественные мясо и рыбу. Он считает, что добиться повышение качества продукции в силах только сам покупатель, который должен при покупке требовать у продавца показать документы на реализуемый товар. «Нет никакой гарантии покупки безопасной продукции, будь то гипермаркет или небольшой магазин. Все зависит от компетентности покупателя», - убежден В. Солод. На вопрос ИА «Альянс Медиа», как сказался на качестве реализации рыбной продукции запрет на проведение внеплановых проверок, заместитель руководителя управления Росприроднадзора по г. Москве и Московской области ответил, что само решение дать возможность бизнесу работать без бюрократических препонов считает правильным. «Но при условии, что бизнес выполняет важную социальную функцию – создает рабочие места и не нарушает законодательство. Но если этого нет, то покупатель оказывается в незащищенном состоянии», - считает В. Солод. Судя по его словам, нет гарантий качества и в сетевых магазинах, где плановую проверку Россельхознадзор может провести только один раз в три года и только в одной торговой точке. В противном случае, это будет уже не одна проверка. Удивительно, что в новых условиях сетевики не приступили к массовым закупкам продукции малых сельхозпроизводителей. Их проверять можно только с санкции прокурора. Кстати, по оценкам В. Солода, в 9 из 10 случаев прокуратура принимает решение в пользу малого бизнеса. ИА "Альянс Медиа" |