27.11.2009  Белгородская область: узкая специализация поможет выжить малым магазинам

   Ритейлеры занимают более половины торговых площадей Белгорода - об этом 26 ноября рассказал начальник отдела экономического развития потребительского рынка Белгородской области Владимир Зубов. По его словам, в отличие от многих других регионов страны, в области удалось сохранить оборот розничной торговли на прошлогоднем уровне, хотя его структура всё же претерпела заметные изменения.
   По словам В. Зубова, если в 2008 г. соотношение непродовольственных и продовольственных товаров составляло приблизительно 60 к 40%, то теперь структура розничной торговли немного изменилась, и на долю непродовольствия приходится уже 53%, а продовольствию отводят около 47%. С учётом новых торговых точек, открытых в 2009 г., на территории региона сформировалась общая торговая площадь 600 тыс. кв. м.
   На 1 тыс. населения области, таким образом, приходится 384 кв. м торговых площадей. В самом же областном центре этот показатель составляет 470 кв. м на 1 тыс. населения. В. Зубов подчеркнул, что в западных странах этот показатель выше и составляет 700–800 кв. м на тысячу населения.
   Явной тенденцией является увеличение доли сетевых торговых компаний в структуре торговых площадей Белгорода. На сегодняшний день более 50% всех торговых площадей принадлежит ритейлерам. К открывшемуся (частично) ТЦ РИО на 45 тыс. кв. м в феврале-марте в городе добавится и Сити Молл на 65 тыс. кв. м.
   Увеличение торговых площадей В. Зубов назвал тенденцией, несомненно, положительной. Однако и здесь существует две важные проблемы. Во-первых, обостряющаяся конкуренция заставляет сетевые торговые компании искать пути для привлечения и переманивания клиентуры. Одним из распространённых способов здесь стал способ ценовых войн, которые, с одной стороны, хороши для потребителей снижением цен, а с другой, вредят самим производителям и торговым компаниям, сокращая их прибыли.
   Второй проблемой является гибель малых магазинов, располагающихся вокруг больших гипермаркетов, однако и здесь, по словам В. Зубова, имеется мировой опыт решения проблемы. В первую очередь малым магазинам стоит отойти от распространённой в Белгороде модели мини-супермаркетов, когда в одном магазине шаговой доступности стараются продавать и мелкие продукты, и элитный алкоголь. Узкая специализация магазинов, по мнению специалистов, может помочь найти своих покупателей даже рядом с крупными торговыми центрами.
   Эталоном «сожительства» магазинов шаговой доступности является немецкая сеть дискаунтеров ALDI, которые в середине XX века сделали ставку на размещение своих магазинов вблизи гипермаркетов, используя трафик, исходящий от торговых центров.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА БЕЛ.RU