25.11.2009 Москва: новые малые магазины экономкласса демонстрируют высокую мобильность Наряду с опытными предпринимателями в реализации московской программы развития магазинов шаговой доступности участвует малый бизнес, открывший свою деятельность в 2009 году. Несмотря на «бизнес-молодость», новые магазины экономкласса довольно быстро адаптируются к существующим рыночным условиям. Об этом свидетельствуют данные еженедельного общегородского мониторинга сферы МБ Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Индекс «Внутрифирменная ситуация» во втором полугодии с учетом результатов последнего мониторинга (с 16 по 20 ноября 2009 года) вырос на 8,1% и зафиксировался на уровне в 144,1 процентных пункта. Позитивная динамика, прежде всего, достигнута «новичками» благодаря ощутимому наращиванию объемов продаж и выручки. Во втором полугодии доля малых торговых точек, сумевших активизировать продажи, выросла в 2,5 раза. В первой половине года таких магазинов насчитывалось 7,8%, а на данный момент – 19,6%. При этом значительная группа заведений шаговой торговли работает довольно стабильно. В более 40% из них объемы продаж остаются стабильными. Балансовый индекс, представляющий собой разность между количеством магазинов, где обозначен прирост или неизменность в объемах торговли, и теми, у кого происходит падение показателя, вырос вдвое. По итогам первого полугодия он был равен 119 единицам, а во втором достиг 138,8 пункта. Показательно, что индекс получился и в первом, и во втором полугодии выше 100 пунктов, что демонстрирует преобладание позитивных оценок над негативными, а его возросшее значение во втором полугодии - о позитивной динамике торговли во вновь открываемых магазинах экономкласса. Стартовому торговому успеху, по всей видимости, способствовала правильно выбранная стратегия оптимизации затрат на продажи, себестоимости. Преобладающей части новых торговых точек пока удается удерживать торговые затраты на одном уровне. Причем во втором полугодии доля таких магазинов выросла на 12,3% и достигла 54,9%. Конечно, не увеличивать расходы удается не всем. Однако во второй половине года численность в номинируемых торговых заведениях несколько сократилась - с 35,8% до 32,6%, то есть на 3,2%. Соответствующий же балансовый индекс «Затраты на продажи» в целом претерпел значительные изменения в лучшую сторону, увеличившись более чем в 3 раза. По итогам первого полугодия он был равен 108,3 пункта, а по итогам второго полугодия, включая последнюю неделю, достиг 126,8 ед. Во второй половине года среди открытых в 2009 году магазинов возросла доля тех, кто увеличил численность персонала. В первом полугодии таковых насчитывалось 4,9%, а во втором - на 8,0% больше. Кроме того, в третьем и текущем четвертом кварталах в двух из трех стартовавших торговых точках кадровая ситуация была стабильной. Неизменным торговый персонал в июле-сентябре был в 65,3%, а в октябре и ноябре – в 66,7% магазинов. Сокращение штата произошло во втором полугодии в 13,8% вновь образованных торговых заведениях. Однако не исключено, что в ближайшей перспективе развивающемуся сегменту заведениям шаговой торговли потребуются дополнительные кадры. 37% владельцев новых магазинов в ближайшей трехмесячной перспективе этого не исключают. Вторая половина года отличается от первой в анализируемой группе экономмагазинов и возросшим числом оптимистических высказываний их представителей о вероятном изменении условий дальнейшего ведения торгового бизнеса. Численность предпринимателей, которые считают, что худшее уже позади, возросла на 12% и достигла 42,4%. На 9,4% стало больше тех, кто считает, что худшее еще впереди. По итогам первого полугодия «баланс» между пессимистами и оптимистами был нулевым. Говоря о внешнеэкономических условия деятельности малых магазинов шаговой доступности, можно отметить, что последняя неделя в целом для этого типа торговых заведений завершилась ростом индекса «Внешние условия», рассчитываемого на основе динамики по семи отдельным показателям. Прирост к предыдущему значению составил 5,5 процентных пункта, а величина индекса стала равна 127,9 ед., что является одним из наивысших значений за весь период мониторинга. Более детальное обозрение опросных данных о деятельности малого бизнеса Москвы по участию в развитии шаговой торговли содержится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |