17.11.2009  Москва: малый бизнес не отказывается от своих бизнес-планов

   Вторая ноябрьская неделя не привела к изменению значения подиндекса, включающего плановые ориентиры столичных предприятий малого бизнеса. Суммарная величина данного индексного показателя осталась равной 131 единице, то есть практически такой же, какой была неделю назад, а также за октябрь. Данный вывод получен после статистического анализа результатов общегородского мониторинга малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами во всех столичных округах в еженедельном режиме.
   Показательно, что выявленное на прошедшей деловой неделе значение индекса «Трехмесячные планы» (разница между числом предприятий, которые настроены работать в стабильном режиме или прогрессировать, и теми, которые не исключают регресса в своей предпринимательской деятельности) отличается в лучшую сторону от уровня, зафиксированного ровно год назад. Во вторую ноябрьскую неделю в 2008 году данный индекс был равен 124,2 единицам. Таким образом, прирост составил 6,8 процентных пункта. Сводный индекс «Трехмесячные планы» строится на основе 4-х показателей (производственные планы; ценовая, кадровая и инвестиционная политика), и повышение его среднестатистического суммарного уровня по прошествию года произошло за счет характерных структурных изменений в плановых горизонтах в каждом из бизнес-направлений.
   Так, на 2 процентных пункта подрос подиндекс «Производственные планы». Это произошло прежде всего за счет сокращения на 4% доли предприятий, нацеленных на свертывание бизнес-деятельности. Кроме того, для текущей деловой ситуации свойственно увеличение количества малых фирм, планирующих работать в набранном производственном ритме. Так, в октябре нынешнего года было выявлено 38% предприятий, настроенных придерживаться ранее определенных производственных масштабов. В ноябре доля малых компаний с подобным настроем увеличилась: в первую неделю – до 40%, во вторую – до 43%.
   За год на 11 процентных пунктов увеличилась величина подиндекса «Кадры». Здесь также доминирует явный настрой предприятий на работу в устойчивом кадровом режиме. Год назад 37% предприятий были сориентированы на работу со сложившимся кадровым составом. Сегодня доля таких фирм увеличилась на 12 процентных пунктов и составила 49%.
   На 15 единиц в сторону улучшения изменилось значение подиндекса «Собственные цены». В основе перемен лежит переориентация предприятий на работу без пересмотра цен реализации производимой продукции. За год доля малых фирм, рассчитывающих придерживаться существующей ценовой планки, возросла с 20% до 34%. Одновременно на 6% снизилось количество компаний, вырабатывающих экономические решения на ближайший трехмесячный период с ориентацией на повышение цен. Несмотря на произошедшие заметные улучшения в ценовой политике малого бизнеса, следует отметить, что пока ценовой рост остается более распространенным подходом, чем ценовые падение или стабилизация. Доля малых хозяйствующих субъектов, планирующих переписывать ценники с увеличением, сегодня на 5% выше тех предприятий, которые не планируют менять цены или их снижать.
   В отличие от вышеперечисленных индексных показателей, практически неизменным остался уровень планового ориентира «Привлечение финансовых ресурсов». Как и год назад, только 36% предприятий намереваются привлекать кредитные ресурсы и/или инвестиции. Столько же малых и средних опрашиваемых компаний тогда и сейчас привлекать финансовые ресурсы не собираются. Тем не менее есть некоторые предпосылки для вероятного пересмотра доминанты финансовой политики. Во-первых, в ноябре 2009 года, по сравнению с ноябрем прошлого года, изменилось распределение предприятий по шкале «Денежная самообеспеченность». Ровно год назад 35,4% фирм оценивали обеспеченность собственными денежными средствами как стабильную. Сегодня численность таких предприятий стала на 8,2% больше (возросла до 43,6%). В то же время с 35,4% до 39,6% увеличилась доля малого бизнеса, свидетельствующая о снижении финансового ресурса, и с 10,6% до 2,7% сократилась доля фирм, указывающих на рост финансового самообеспечения. Во-вторых, предприятия с повышенным оптимизмом стали оценивать состояние рынка заемных средств, в том числе банковских кредитов. За год доля компаний, сетующих на сужение возможностей привлечения заемных средств, сократилась на 10,1%. Кроме того, в 1,5 раза снизилась численность высказываний о наличии нестабильности во взаимодействиях малого бизнеса с банковскими учреждениями. Таким образом, в изменяющихся финансовых условиях возможен пересмотр и инвестиционных намерений.
   Подробные данные, описывающие ситуацию в малом бизнесе Москвы, традиционно представлены Информационно-аналитическим управлением МЦРП в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства».
   ИА "Альянс Медиа"