12.11.2009  Москва: малый бизнес снижает расходы в заведениях шаговой торговли

   В первую ноябрьскую неделю произошел прирост доли магазинов шаговой доступности, добившихся снижения затрат, связанных с продажами. Это зафиксировали результаты еженедельного общегородского мониторинга МБ Москвы, осуществляемого с 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами во всех округах города.
   Представители 7,1% торговых точек, реализующих городскую программу развития шаговой торговли, указали на сокращение торговых издержек, а 39,8% - на удержание их на прежнем уровне. В сумме отмеченные обе группы магазинов перевесили количество заведений торговли, где происходило увеличение затрат. Пока балансовая разность между первыми и вторыми невелика, так как составляет 4 процентных пункта, но она имеет положительный знак. Что немаловажно, поскольку практически за весь период мониторинга величина балансового индекса находилась в области отрицательных значений. К примеру, индексный показатель составил минус 19,2 п.п. по итогам 2008 года, минус 17,3 п.п. он получился по итогам второго квартала, минус 11,3 п.п. - в третьем квартале и еще в октябре был равен минус 6,1 п.п. К этому можно добавить, что в 2008 году доля магазинов, сталкивавшихся с необходимостью увеличивать расходы на продажи, составляла 54,2%. В начале ноября нынешнего года таких магазинов стало на 11,3% меньше.
   Выявленная примета первой ноябрьской недели по снижению торговых издержек сопровождалось умножением группы шаговых магазинов, торгующих с понижением цен. Так, доля торговых точек, в которых цены имеют тенденцию к росту, снизилась с 44,3% в октябре до 37,8% в ноябре. Одновременно с 7,8% до 11,2% возросла доля заведений торговли, снизивших цены. В остальных торговых точках (40,8%) ценники не переписывались. Таким образом, частный балансовый индекс «Собственные цены» получился не только положительным, но и с максимальным значением за весь период проводимых мониторинговых наблюдений – плюс 14,2 процентных пункта. Надо заметить, что движение в сторону положительных значений у данного индексного показателя началось только во второй половине нынешнего года. В 2008 году и в начале нынешнего года его значение колебалось на уровне минус 3-5 п.п.
   Можно предположить, что на снижение торговых расходов и ценовую практику в некоторой степени повлияло изменение ценового поведения поставщиков товарной продукции. В целом ситуация здесь остается далекой от идеальной, но, тем не менее, в магазинах шаговой доступности стали реже сетовать по поводу роста закупочных цен. Если в октябре говорили, что «чужие цены кусаются» в 58,2% торговых точек, то в первую неделю ноября – уже в 51,0% заведений шаговой торговли. Одновременно на 13% увеличилось количество магазинов, приобретающих товары по стабильным ценам. В сумме рассчитываемый частный индекс «Чужие цены» превысил октябрьское значение на 16,6%. Его значение все еще остается в зоне отрицательных значений (минус 10,2 п.п.), но оно значительно лучше того, которое было, например, в прошлом году. В 2008 году индекс был равен минус 53,0 процентных пункта, и подавляющее большинство магазинов (74,2%), торгующих в шаге от дома, говоря о характере изменения закупочных цен у поставщиков, указывали на их увеличение.
   Указывая на благоприятные перемены в работе анализируемой группы магазинов, нельзя не отметить и еще один позитивный факт. В ноябре сохранилось выявившееся в октябре преобладание позитивных ожиданий над негативными в вопросе о возможном изменении делового климата в ближайшие месяцы. 47,9% предпринимателей из сферы торговли чаще смотрят в ближайшее будущее с оптимизмом, а 38,8% - с пессимизмом. Таким образом, превышение оптимистов составляет 9,1%. В этом картина мнений кардинально отличается от той, какой она была в начале года. Так, в январе пессимисты более чем втрое преобладали над оптимистично настроенными представителями малого бизнеса, а каждый четвертый участник мониторинга терялся в догадках. Теперь же неопределенные ответы встречаются гораздо реже, и оптимистические настроения получили преобладающее распространение.
   С другой опросной статистикой о деятельности малого бизнеса Москвы по реализации программы развития магазинов шаговой доступности можно ознакомиться в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства».
   ИА "Альянс Медиа"