05.11.2009  Москва: магазины шаговой доступности увеличивают объемы реализации

   В последнюю октябрьскую неделю пополнилось количество магазинов шаговой доступности, работу которых обеспечивает малый бизнес, зафиксировавших увеличение объемов продаж. Об этом свидетельствуют данные еженедельного общегородского мониторинга МБ Москвы, осуществляемого с 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами во всех округах города.
   Согласно опроса, руководители 14,9% торговых предприятий, участвующих в городской программе развития шаговой торговли, указали на рост объемов реализации. По этому показателю более чем вдвое был превышен уровень, зафиксированный на предыдущей деловой неделе. На тот временной период о росте продаж говорили только в 6% малых заведений торговли.
   Более успешными по масштабам реализации стали магазины, которые согласно действующему законодательству входят в категорию малых предприятий – с числом сотрудников от 16 до 100 человек. В этой группе завершила неделю с приростом продаж каждая четвертая торговая организация (25%). Менее успешными, в указанном смысле, были микромагазины, чей персонал не превышает 15 человек, а среди них мелкие торговые точки (1-5 сотрудников). С увеличением объемов продаж деловая неделя прошла у 12,5% микромагазинов и у 8% мелких магазинчиков. Хотя, при этом, последним чаще, чем другим более чем вдвое, был превышен уровень, зафиксированный на предыдущей деловой неделе. На тот временной период о росте продаж говорили только в 6% малых заведений торговли.
   Если анализировать в целом значение рассчитываемого балансового индекса «Объемы продажи» (разность между долей магазинов, завершивших мониторинговый период с ростом или без изменений, и закончивших его со снижением) на последней неделе, то оно оказалось в 1,7 раза лучше, чем было в начале года. Тогда доля успешных торговых заведений была на 9,1% меньше, а неуспешных на 4,1% больше.
   Есть основания полагать, что малый бизнес будет интенсифицировать торговую деятельность и дальше. Согласно последним опросным данным, 28% заведений торговли намереваются в ближайшие три месяца наращивать объемы реализации и только 7% сокращать их. Треть торговых организаций (33%) предполагают придерживаться достигнутых темпов. Ориентация на расширение торговли в ближайшей перспективе характерна для торговых заведений разного масштаба. Так, увеличивать объемы продаж до конца года настроены руководители и владельцы 29% малых магазинов, 25% микромагазинов и 32% мелких торговых точек.
   Москвичей не может не радовать, что есть большая группа магазинов, где цены на товары не только не растут, но и снижаются. В последнюю октябрьскую деловую неделю цены реализации были снижены в 7,9% заведений шаговой торговли, а в 30,7% торговых точек ценники не переписывались. Особенно активными в этом плане были мелкие магазинчики, 52% которых торговали по стабильным ценам, а 20% - их снижали.
   Каждому второму магазину (51,5%) не удалось обойтись без переписывания ценников в сторону повышения. Такое число остается, при некоторых колебаниях, стабильным на протяжении всего мониторинга. В 2008 году об увеличении цен говорили уполномоченные представители 48,9% торговых предприятий; в первом квартале 2009 года – 50,6%; во втором квартале – 49,8%, а в третьем – 49,3%.
   Вполне вероятно, что доля заведений торговли с возрастающими ценами будет снижаться или по - прежнему держаться в некотором коридоре. Согласно формируемым планам на ближайшие три месяца, на ценовое увеличение ориентируются в 36% магазинах. Но количество торговых предприятий с подобными намерениями, как показывает мониторинг, постепенно снижается. В 2008 году повышенные ценовые намерения встречались в 54% торговых точек; в первом полугодии 2009 года – в 49%, в третьем квартале – уже в 39%.
   Другим возможным сдерживающим фактором для реализации благоприятного сценария может стать снижение ценового давления на магазины шаговой доступности со стороны поставщиков товарной продукции. Данные мониторинга демонстрируют понижающий тренд по закупочным ценам. Так, в 2008 году на рост цен у контрагентов указывали 74,2% участников опросов, а к июлю 2009 года количество подобных ответов возросло до 77,3%. Однако, затем последовало снижение данного показателя. В августе месяце – до 67,9%, в сентябре – до 60,5%. В октябре месяце, с учетом данных за последнюю анализируемую неделю, о характере изменения закупочных цен в сторону увеличения говорят уже в 58,2% опрошенных магазинах. Таким образом, падение по сравнению с июлем месяцем составило 19,1 процентных пункта.
   Более подробная статистика о деятельности малого бизнеса Москвы по реализации программы развития магазинов шаговой доступности приведены в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства».
   ИА "Альянс Медиа"