22.10.2009 Москва: бизнес недоволен текстом законопроекта о госрегулировании торговли Нынешняя редакция проекта Федерального закона №231757-5 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», принятая недавно Государственной думой РФ в I чтении, абсолютно не устраивает предпринимательскую общественность. К такому мнению единогласно пришли члены Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы в ходе очередного заседания, которое прошло в среду, 21 октября, в Центральном доме предпринимателя. Подробно обо всех недостатках документа рассказал председатель Общества купцов и промышленников России Александр Дударенко. По его мнению, уже само название законопроекта сформулировано неправильно: ведь РФ стремится создать современную рыночную экономику, которой присущи многообразие форм собственности с превалированием частной, революционные научно-технические решения и активное воздействие государства на развитие экономики в стратегическом плане. «Если мы находимся в условиях свободного рынка, то данный закон не должен содержать слова «государственное регулирование». Сразу видно, что закон придумали чиновники, а не те, кто непосредственно работает в торговой сфере. Это приведет лишь к увеличению числа административных барьеров. Данный документ должен называться «ФЗ о торговой деятельности в РФ», - уверен докладчик. Он подчеркнул, что закон ставит в крайне замкнутые рамки российские регионы – например, предписывает федеральному правительству определять правила проведения конкурсов и аукционов на размещение нестационарных торговых объектов, хотя этот вопрос находится исключительно в компетенции властей на местах. Абсолютно лишней считают эксперты статью 9, где прописываются права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении торговой деятельности. «Государство не должно вмешиваться в дела двух сторон, за исключением случаев, когда нарушается Уголовный кодекс. Определять сроки оплаты должны только поставщик и потребитель. Понятно, что эта мера направлена на предотвращение задержек оплаты за товар, но поддерживать предпринимателя надо не так. Нужно другое – доступные кредиты, содействие развитию потребкооперации, снижение налогового бремени», - заявил А.Дударенко. Еще один проблемный момент – уведомительный порядок начала осуществления торговой деятельности, прописанный в ст.10 законопроекта. Дело это, безусловно, правильное, однако оно принимает уродливые формы: соблюсти правила уведомлений, изобретенные чиновниками, сложнее, чем получить лицензию. От бизнеса требуют предоставлять массу нотариально заверенных документов, доказывать, что выплачены все налоги, и т.п. По словам А.Дударенко, уведомление должно проходить в свободной форме, и это необходимо прописать в тексте законопроекта. Наряду с этим, в ст.15 под названием «Недопустимые действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров» закон фактически подменяет собой деятельность Федеральной антимонопольной службы. «Должна быть сформулирована конкретная задача для ФАС в двух-трех пунктах; здесь же «размазано» на целых 15 пунктов – вплоть до запрещения каких-то надбавок», - заявил глава Общества купцов и промышленников. Наконец, совершенно лишней видит А.Дударенко п.3 ст.17. Она звучит так: «Органам государственной власти РФ, органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов…, в частности, запрещается: …понуждение в прямой или косвенной форме хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, осуществлять продажу товаров по ценам, устанавливаемым в порядке, определяемом органами государственной власти РФ (за исключением случаев, когда такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления». «У нас есть закон о чрезвычайных положениях. А в мирное время влиять на образование свободных цен нельзя. Это приводит лишь к ухудшению качества товаров и к дефициту», - подчеркнул он. В целом А.Дударенко назвал законопроект громоздким, берущим на себя функции ФАС и отнимающим полномочия у субъектов РФ. «Цели и стратегию нужно оставить, все остальное плохо. Федеральный закон должен быть направляющим, стратегическим положением, а уже в регионах должны приниматься свои законы о торговле», - резюмировал он. На заседании ОЭС присутствовал также первый заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Георгий Смолеевский. По его мнению, разработчики обсуждаемого законопроекта забыли о главном: в первую очередь данный документ создается для потребителя. Одна из главных задач на сегодняшний день – снизить зависимость государства от импорта. «Ведь случись что, мы просто не сможем накормить население», - сказал он. Также важнейший вопрос – регулирование торговых наценок. Бытует мнение, что делать этого нельзя, дабы не навредить торговому бизнесу. Однако, как отметил замминистра, на лекарственные препараты наценки регулируются, что не мешает активно развиваться аптекам. «Бороться надо не с посредниками, о чем так много говорят, а с наценками, которые не должны превышать определенный процент. Тогда и длинная цепочка посредников перестанет существовать», - считает Г.Смолеевский. Наконец, по его словам, порядка в торговле не удастся добиться, пока не создано профильное министерство, а торговлю «бросают» туда-сюда – от МЭР к Минпромторгу. Как считают в департаменте, крайне важно добиться следующего: у каждого крупного торгового центра должна быть управляющая компания; необходимо плотно заняться профессиональной подготовкой продавцов и кассиров, повышая их квалификацию; кроме того, в законе абсолютно ничего не сказано о сфере общественного питания. Также должна быть оговорена минимальная доля малого бизнеса в торговле – в качестве компромисса между малыми предприятиями и крупными торговыми сетями. «Пока же этот закон малому бизнесу абсолютно ничего не дает», - подчеркнул Г.Смолеевский. Со всеми приведенными доводами согласны все члены ОЭС. Так, президент Системы ММЦ Елена Емельянова отметила, что закон затрагивает крайне узкий сегмент товаров: фактически, ни общепит, ни непродовольственные товары там не фигурируют. «Этот закон должен называться «О торговой деятельности продовольственной группы товаров», судя по его содержанию», - заявила она. В свою очередь генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев обратил внимание на ст.16, ограничивающую действия крупных торговых сетей по приобретению новых торговых объектов. «В этой статье идет речь не о поддержке малых торговых компаний, а о конкурентной борьбе сетевиков между собой», - считает он. Председатель ОЭС Александр Иоффе все высказанные замечания поддерживает. «Законы у нас принимают лихо, но многое оказывается не продумано», - сказал он и привел в пример закон о перерегистрации ООО, который абсолютно не предусмотрел проблему огромных очередей в налоговых инспекциях; а также закон о саморегулируемых организациях, который привел фактически к «подвисанию в воздухе» строительного бизнеса. «Резких движений нужно избегать, все нововведения должны быть плавными. Это относится и к закону о торговле», - добавил глава ОЭС. Подводя итоги заседания, он сделал однозначный вывод: закон плохой. Ни одному человеку он не позволит лучше жить и развиваться. «Плохой закон еще хуже, чем отсутствие любого закона. Их было уже немало, еще один нам не нужен. Нужно продолжать работу над этим документом», - подытожил А.Иоффе. ИА "Альянс Медиа" |