19.10.2009  Москва: планируется построить еще один большой деловой центр

   Новый бизнес-район "Москва-Сити-2" возведут в Головинском районе, возле станции НАТИ Октябрьской железной дороги. Промзону планируется застроить офисами, жильем и административными зданиями. Здесь же разместят крупный транспортно-пересадочный узел.
   Однако эксперты не видят целесообразности в этом проекте. Ведь сегодня спрос на офисы падает. Даже недостроенный проект "Москва-Сити" не может похвастаться востребованностью площадей. Из уже готовых к сдаче порядка 30% остаются вакантными.
   Cитуация к лучшему в ближайшие годы вряд ли изменится, считает управляющий партнер консалтинговой компании Greenwich Group Владимир Кузнецов: "Пустуют порядка 20% площадей. При этом больше всего пустующих помещений в офисах высокого класса, в основном класса "А". В настоящий момент наблюдается переизбыток помещений. В ближайшие годы все вакантные площади будут вряд ли заполнены. Особенно это будет касаться новых площадей. Даже сейчас видно расслоение на рынке. В основном самая высокая заполняемость - в старых бизнес-центрах, уже готовых. Есть примеры бизнес-центров, которые совершенно пустуют. Возможно, что новый проект ожидают сложности в этом плане".
   О строительстве бизнес-центра "Москва-Сити-2" заговорили еще в 2005 году. Тогда речь шла о возведении на месте промзоны трех 47-этажных высоток и 27-этажного офисного центра. Отсюда планировалось начать строительство Четвертого транспортного кольца, а также к этому месту должна была прийти и новая федеральная трасса из Санкт-Петербурга. Но ситуацию с транспортными развязками так и не удалось решить.
   По мнению главного редактора издательского дома "Квартира, дача, офис" Михаила Морозова, это главная проблема, с которой придется столкнуться в новом проекте. При этом спрос на него появится не раньше, чем через 10 лет.
   "Да, такой проект имеет смысл. Спрос на него будет. Но это надо смотреть по той ситуации, которая будет через 10 лет. Каковы будут ставки аренды, как изменится сама Москва, как изменится транспортная ситуация, насколько будет удобным и возможным вообще сделать подъезд к этому большому комплексу. Я перечисляю те основные проблемы, с которыми столкнулась "Москва - Сити-1" - нехватка парковочных мест, нехватка электричества, нехватка инвестиций для освоения проекта. Этот комплекс ведь, п сути, еще не закончен, и когда будет закончен, мы тоже не знаем. Со всеми этими же проблемами столкнется и Москва-Сити-2", - считает Морозов.
   Основной проблемой проектов, повторяющих идею комплекса "Москва-Сити", будет отсутствие серьезного спроса со стороны коммерческих структур. Все новые площади в ближайшие годы будут заполняться не более чем наполовину. Такой показатель, по словам экспертов, говорит о полной неудаче проектов.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Вести.ру"