02.10.2009 S&P подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Москвы на уровне ВВВ Рейтинговая служба Standard & Poor’s подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Москвы на уровне «ВВВ». Прогноз по рейтингам — «Негативный». Рейтинг Москвы отражает положение этого города, являющегося экономическим, административным и финансовым центром России, а также его диверсифицированную экономику с хорошо развитым сектором услуг и высокий уровень благосостояния, намного превышающий средний по России, отмечается в пресс-релизе Standard & Poor’s. Москва занимает уникальное положение как столица России и ее коммерческий центр. Она производит более 20% валового регионального продукта (ВРП) страны. В Московском регионе проживает более 12% всего населения России. Кроме того, Москва имеет высокие показатели благосостояния: ВРП на душу населения превышает среднероссийский показатель в 3 раза, а уровень безработицы по-прежнему находится на беспрецедентно низком уровне (3,7%) в период экономического спада. Другими положительными факторами являются низкий уровень расходов на обслуживание долга (до 2015 г. они не превысят 7% общих расходов бюджета), взвешенный подход к управлению долгом и высокие, хотя и снизившиеся в последнее время, показатели текущего баланса бюджета. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают ослабление очень хороших в прошлом финансовых показателей и показателей долговой нагрузки вследствие экономического спада, низкие предсказуемость и гибкость бюджетной политики, начальный уровень практики долгосрочного планирования и повышение уровня условных обязательств. Негативным обстоятельством является то, что ожидаемое сокращение деловой активности в финансовом секторе, розничной торговле и строительстве, а также снижение мировых цен на сырьевые товары вследствие мирового финансового кризиса могут привести к более значительному, чем средний показатель, экономическому спаду — около 10% в 2009 г. Однако, прогнозирует Standard & Poor’s, в дальнейшем рост ВРП возобновится и будет умеренным — в 2010-2011 гг. он составит 2-3%. Бюджетная политика Москвы недостаточно предсказуема ввиду всё еще слабой институциональной среды, начального уровня практики долгосрочного планирования и зависимости города от нестабильных, регулируемых федеральным законодательством налоговых поступлений. Ожидается, что в 2009 г. эти налоговые поступления составят около 80% текущих доходов Москвы. Кроме того, город подвергается рискам, связанным с изменениями в системе регулирования энергетического сектора и колебаниями мировых цен на энергоносители. Финансовая политика города остается краткосрочной и недостаточно предсказуемой, особенно в отношении инвестиций, считает Standard & Poor’s. Сокращение налоговых поступлений, особенно от налога на прибыль предприятий, может привести к значительному — на 20% — сокращению текущих доходов в 2009 г. Несмотря на это, ожидается, что уровень текущего профицита останется высоким: около 15% текущих доходов благодаря очень высоким показателям исполнения бюджета, которые город демонстрировал в предыдущие годы. Гибкость расходов сдерживается высокими потребностями в финансировании инфраструктуры, особенно транспортной и энергетической. Несмотря на экономические трудности последнего времени, город планирует сохранить капиталовложения на максимально высоком уровне — в среднем около 25% совокупных расходов в 2009-2010 гг., что, однако, заметно ниже, чем в 2008 г. (40%). Поэтому аналитики Standard & Poor’s прогнозируют увеличение дефицита городского бюджета после капитальных расходов примерно до 15% совокупных доходов — это самые слабые показатели за последние 10 лет. “Мы полагаем, что дефицит будет наполовину финансироваться за счет аккумулированных городом денежных средств, а остальная часть — за счет новых заимствований”, - сообщают Standard & Poor’s. В период экономического спада город также подвержен более высокому риску того, что вероятность реализации его условных обязательств увеличится, что будет обусловлено ухудшением финансовых показателей многочисленных компаний, принадлежащих городу, и Банка Москвы, мажоритарным акционером котором является правительство Москвы. По оценкам Standard & Poor’s, объем потенциальной поддержки, которую Москва может предоставить принадлежащим городу компаниям, составляет около 350 млрд руб., или 35% всего доходов города. Показатели ликвидности Москвы S&P оценивает как высокие. Город по-прежнему имеет хороший доступ к финансовым рынкам и поддерживает остатки денежных средств на уровне, значительно превышающем годовые расходы на обслуживание и погашение долга. Однако прогноз по рейтингам Москвы — «Негативный». «Он отражает аналогичный прогноз по рейтингам Российской Федерации и определяется нашим предположением о том, что долговая нагрузка города увеличится, а показатели исполнения бюджета ухудшатся, хотя и останутся на высоком уровне в 2009-2011 гг., - поясняют в S&P. - Мы также полагаем, что реализация важных капитальных инвестиционных проектов может быть отложена». В рейтинговом агентстве отмечают, что, благодаря взвешенному управлению долгом город, скорее всего, сумеет снизить остроту проблем, связанных с сохраняющимися негативными настроениями рынка. В случае понижения рейтингов Российской Федерации рейтинги Москвы также могут быть понижены. Однако даже если суверенные рейтинги останутся на текущем уровне, рейтинги Москвы могут оказаться под давлением в случае существенного и неоднократного сокращения налоговых доходов или серьезного изменения долговой политики города. ИА "Альянс Медиа" |