01.10.2009 Москва: расходы на поддержку МП на 2010 г. запланированы не ниже уровня 2009 г. 30 сентября Мосгордума приняла в первом чтении законопроект «О бюджете города Москвы на 2010 год». Об этом сообщила пресс-служба Мосгордумы. По словам редактора документа, руководителя Департамента финансов города Юрия Коростелева, проект бюджета на 2010 год предусматривает расходы в сумме 1 трлн 120 млрд 245,2 млн рублей. Дефицит бюджета планируется в объеме 125 млрд 735,8 млн рублей, или 12,6%. При этом, подчеркнул докладчик, несмотря на сокращение общего объема расходов по сравнению с текущим годом, поддержка реального сектора экономики - расходы по поддержке промышленности, малого предпринимательства, продовольственной безопасности города и науки - планируется не ниже уровня 2009 года. Как сообщил Ю.Коростелев, дефицит бюджета предполагается обеспечивать, главным образом, привлечением заемных ресурсов, что диктуется необходимостью поддержания инвестиционной деятельности города, в первую очередь по объектам социальной и инженерной систем города. В качестве двух главнейших направлений бюджетной политики на будущий год определены выполнение социальных программ в отношении незащищенных и малообеспеченных категорий граждан, а также обеспечение максимальной занятости трудоспособного населения. Доля расходов на социальную сферу (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение и физическую культуру) в общем объеме расходов бюджета увеличивается с 44% до 51%. Расходы на социальную сферу проектируются в объеме 566,7 млрд рублей. Это на 9,4% выше объемов 2009 года при сокращении расходов в целом на 4,3%. Основную часть этого увеличения составляют расходы по оплате труда в бюджетных учреждениях - 22 млрд рублей. Городской минимум оплаты труда будет увеличен по отношению к показателям 2009 года на 16%. С учетом государственных пенсий, натуральных льгот и городских социальных доплат доходы неработающих пенсионеров достигнут двукратного прожиточного минимума. На эти цели предполагается направить 86,4 млрд рублей. В числе значимых форм поддержки населения, особенно в кризисных условиях, предусматривается предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья (в том числе молодым семьям), объем которых увеличивается по сравнению с 2009 годом более чем на 7% и составит 7,3 млрд рублей. В составе проектируемых ассигнований по Комплексу городского хозяйства ведущее место также отведено расходам социального характера. Это субсидии: на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на транспорте (45 млрд рублей); управляющим компаниям на эксплуатации жилищного фонда (42,8 млрд рублей); на возмещение разницы в тарифах на тепло, потребляемое населением (15,2 млрд рублей). В совокупности это составляет более 100 млрд рублей, или 57% расходов по городскому хозяйству. Из общего объема инвестиционных расходов города Москвы в будущем году основную часть составляют прямые капитальные вложения по строительству жилых домов в рамках социальных программам, объектов инженерной инфраструктуры, завершению объектов социальной сферы, в первую очередь образования и здравоохранения, а также сооружению автомобильных дорог и метростроению. На эти цели предлагается выделить 172,4 млрд рублей. К сожалению, отметил чиновник, объемы капитальных вложений существенно снижаются по отношению к уровню 2009 года, что следует отнести к числу важнейших проблем, которые придется решать уже в ходе исполнения бюджета будущего года. По мнению Ю.Коростелева, накопленный городом запас прочности, как в области социальной политики, так и в отраслях городского хозяйства, позволят в условиях дефицита финансов обеспечить стабильное развитие мегаполиса. В своем содокладе председатель Контрольно-счетной палаты города Виктор Двуреченских с удовлетворением обратил внимание на позитивные шаги со стороны исполнительной власти в плане реализации программно-целевого метода при формировании бюджетного документа. Вместе с тем КСП указала на то, что при формировании расходной части законопроекта в недостаточной степени использовались способы оптимизации расходов с учетом требований бюджетной и административной реформы. Палата с сожалением констатировала, что существующая неопределенность в части объема поступления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета не позволяет в достаточной мере оценить обоснованность планируемых ассигнований на выплату пособий, компенсаций и предоставление льгот гражданам. Кроме того, до сих пор не утверждена методика расчета доплат к пенсиям неработающих пенсионеров в условиях изменения ранее действующего порядка их исчисления. По мнению Палаты, прогноз социально-экономического развития города по ряду показателей не достаточно обоснован. В нем отсутствуют показатели производительности труда, валового регионального продукта, создаваемого субъектами малого и среднего предпринимательства, а также ряд других показателей, характеризующих инновационную составляющую экономики Москвы и тенденции ее развития. Как сообщил в своем содокладе председатель БФК депутат Игорь Антонов (фракция «Единая Россия»), проект бюджета сформирован на основе действующего в настоящее время налогового законодательства, с учетом принятых городских целевых программ, а также в соответствии с действующими показателями прогноза социально-экономического развития мегаполиса. Существенным осложняющим фактором при бюджетном планировании является нестабильность основных макроэкономических показателей, на которых, собственно, и основывается прогноз доходной части бюджета. По мнению депутата, в 2010 году городу предстоит постепенно выводить бюджетную политику из кризисного режима, восстанавливать нормальные макроэкономические параметры, сокращать дефицит, планомерно смещать акценты - от финансирования антикризисных мер к обычной структуре расходов с акцентом на путь инновационного развития. Помимо этого, Игорь Антонов отметил, что по сравнению с аналогичным периодом 2008 года наблюдается прирост задолженности по поступлению неналоговых доходов в казну города. Налицо отчетливая тенденция сокращения бюджетного потенциала города практически по всем источникам доходов за исключением акцизов и налога на имущество организаций. Исходя из этого, планировать расходы предстоит исходя из жестких рамок кризисного бюджета. Главное при этом - наиболее полно и точно оценить потребности в финансовых ресурсах, необходимых для безусловного исполнения всех социальных обязательств города перед москвичами. В итоге, несмотря на то, что фракции «КПРФ» и «Яблоко-Объединенные демократы» отказались одобрить проект бюджета столицы на 2010 год, Дума проголосовала за принятие документа в первом чтении, отведя двухнедельный срок на работу над поправками. ИА "Альянс Медиа" |