25.09.2009 Москва: МАРП оказывает малому бизнесу правовую помощь Развитию малого и среднего бизнеса в стране в последнее время уделяется особое внимание. В Москве строительство инфраструктуры поддержки «маленьких» бизнесменов началось еще в первой половине девяностых годов. Но ведь дороги без препятствий не бывает. Один из главных барьеров на пути развития малого бизнеса – недостаточная правовая грамотность самих коммерсантов. Между тем бизнес – материя очень точная, приблизительности не признающая. В столице правовым прикрытием малого и среднего бизнеса занимается специализированная организация – Московское агентство по развитию предпринимательства (МАРП). Генеральный директор агентства Андрей Маштаков рассказал о правовом климате в сфере столичного малого бизнеса и о программах юридической поддержки, разработанных агентством для коммерсантов. В.: Андрей Леонидович, в октябре МАРПу исполняется 15 лет. Солидная дата. В середине девяностых, как мы помним, в бизнесе царили правовой беспредел и тотальная юридическая неграмотность. Стало быть, агентство занялось правовым ликбезом? О.: В 1994 году агентство стало одной из первых организаций, созданных московским правительством при участии некоторых международных организаций для поддержки предпринимателей города. А вот специализироваться именно на оказании правовой помощи коммерсантам сферы малого бизнеса МАРП начал пять лет назад. Вы знаете, что в столичной системе поддержки малого бизнеса, к примеру, действует до 60 сайтов? На каждом из них телефон «горячей линии», посредством которой предприниматель может обратиться с той или иной просьбой, вопросом или жалобой к соответствующим городским службам. А весь этот информационный поток стекается в единый центр, которым и стало наше агентство. Ежемесячно к нам приходило от 600 до 800 подобного рода вопросов. Столичные власти субсидируют эту программу. В.: То есть МАРП – своего рода справочный центр малого бизнеса. В последние годы агентство действует еще и как коллективный юрист. Насколько, по-вашему, вы известны в бизнес-среде столицы? А то ведь многие ссылаются на недостаток информации. О.: 600–800 ежемесячных обращений мы фиксировали в прошлые годы. В этом году число таких обращений превышает десять тысяч. Прогресс есть, верно? В.: Это связано именно с кризисом? О.: Не думаю, мне кажется, что предприниматели стали более информированы, к чему мы, естественно, приложили руку. Так, с октября 2008 по январь 2009 года в Москве было установлено порядка 600 больших рекламных щитов (билбордов), на которых мы разместили информацию о существовании в городе неотложной правовой помощи и антирейдерского штаба. Неоднократно обращались к поддержке СМИ. Мы вообще резко усилили информационную составляющую в нашей работе, и определенные плоды это, безусловно, принесло. В год мы заключаем 6 тысяч договоров по неотложной бесплатной правовой помощи. В.: Кажется, капитализм в нашей стране еще новичок. Но, с другой-то стороны, малый бизнес у нас стал развиваться чуть ли не четверть века тому назад. И что же, за это время правовая грамотность бизнеса осталась на весьма низком уровне? О.: Еще два года назад, когда мы только начали разработку программы неотложной правовой помощи, были опасения, что никто за поддержкой обращаться не будет. Побоятся. Ни для кого же не секрет, что нередко правовому способу решению проблемы предпочитают коррупционный. Взятку дал – проблемы свои разрешил. Легко и безболезненно. Да и сейчас, конечно, не без этого. И все-таки в бизнес-среде появилось немалое количество состоявшихся предпринимателей, которые не желают давать мзду, но готовы отстаивать свои интересы, если понадобится, при помощи юристов. Вы знаете, что наши юристы выигрывают девять из каждых десяти дел, рассматриваемых в судах в связи с теми или иными ситуациями, возникающими в сфере малого бизнеса? То есть, конечно, мы консультируем предпринимателей и помогаем им отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах. В.: Юридические услуги в Москве стоят очень недешево. Ваши услуги бесплатны, стало быть, вы экономите предпринимателям большие деньги, не так ли? О.: Столичное правительство оказывает предпринимателям достаточно существенную поддержку, дотируя данные услуги. Основная наша задача – помощь при проверках малого бизнеса, в кризисных ситуациях, коих возникает немало. Зарабатываем же мы, оказывая разнообразные консультационные услуги, проводя семинары и т. п. У нас большое количество партнеров: бухгалтерских, юридических фирм. Они помогают нам решать часть вопросов, которые ставят перед МАРПом бизнесмены. Агентство во всех округах столицы имеет свои дочерние предприятия – территориальные агентства развития предпринимательства. В каждом из них МАРП располагает 31 процентом акций. ТАРП – коммерческая организация, но создана она так, чтобы прежде всего начинающий бизнесмен имел возможность оперативно и недорого получить необходимую ему поддержку. И вся эта система – составная часть инфраструктуры поддержки малого бизнеса столицы. Хотел бы обратить внимание и на такую форму помощи предпринимателям, как дистанционный консалтинг. Действует даже соответствующий сайт, который МАРП поддерживает. Причем мы регистрируем большое количество обращений к информации, размещенной на этом сайте, и намерены его существенно модернизировать. В.: Президент России чуть ли не ежеквартально говорит о необходимости сократить количество необоснованных проверок малого бизнеса. Действует указ мэра Москвы. Стало ли в городе меньше проверок? Кто все-таки продолжает «кошмарить» бизнес в этот кризисный год? И как на законном основании можно противодействовать прессу инспекторов? О.: Тут ведь ситуация двоякая. Давайте признаем и тот достоверный факт, что до 90 процентов нарушений возникают из-за несоблюдения предпринимателями тех или иных требований закона. И тем не менее усилия власти приносят свои плоды: число проверок сократилось в разы. Они не прекратились вовсе – прошу понять меня правильно. Сама по себе проверка, так же, как и ее отмена, не самоцель. Все мы ратуем за эффективный, честный и качественный бизнес. Кому же понравится, коль скоро компания выпускает на рынок, условно говоря, тухлое мясо, а проверить и схватить за руку этого недобросовестного коммерсанта нельзя? Суть же в том, чтобы сократить количество ненужных, излишних проверок, мешающих ведению бизнеса. Так или иначе, нынче проверить предпринимателя по закону можно только в случае какого-либо обращения. Это касается и правоохранительных органов, Госпожнадзора, Роспотребнадзора. Все эти уважаемые службы обязаны согласовывать сам факт проведения проверок с прокуратурой. Большое количество плановых проверок затормозили. Ведь бизнес инспектировали 52 организации, в том числе 32 московские и 20 – федерального подчинения. Исключение составляет, пожалуй, только налоговая инспекция. Налоговики проводят наибольшее число проверок. Надо, конечно, учесть, что в связи с кризисом собираемость налогов упала, и государство ставит перед инспекторами непростые задачи. Хотя нередки случаи, когда, например, на строительные компании налоговики накладывают взыскания по поводу уплаты ими НДС третьим юридическим лицам – фирмам, которые принято называть однодневками. То есть налоговая инспекция имеет такие сведения в отношении этих самых фирм, но ведь факт криминала еще надо доказать. Получается, однако, что в этом случае бремя доказательства ложится на самих строителей. На мой взгляд, это не совсем справедливо. А как же презумпция невиновности? Между тем административные барьеры – такая же серьезная проблема для бизнесменов, как и чрезмерное количество проверок. Да, в каждом округе города действуют межведомственные комиссии, призванные эти барьеры преодолевать, но работают они плохо. Лишь в нескольких округах, и прежде всего в Центральном, эти комиссии действуют в плановом режиме, на постоянной основе. С чем это связано? С излишней тяжеловесностью системы принятия решений, заорганизованностью. Я убедился, что координировать работу бизнеса гораздо сподручнее специалистам, которые сами прошли школу предпринимательства. С коммерсантами надо говорить на языке бизнеса. Представьте себе, порядка 90 процентов малых предприятий задерживаются на рынке в первый год своей деятельности. Второй год удается пережить 40–50 процентам компаний, а третий – не больше 10–20. Колоссальный процент потерь. Многие предприниматели просто устают бороться с ветряными мельницами. Бороться за имущество, которое у предпринимателей пытаются отобрать даже при наличии заключенного договора по аренде земли. Нежилое помещение, которое невозможно превратить в магазин, поскольку количество необходимых для этого согласований просто немереное. А ведь президент России поставил задачу увеличить долю малого бизнеса в ВВП страны с нынешних 18 до 60 процентов. Нам надо беречь коммерсантов, создавать благоприятные условия для ведения бизнеса. В.: Чем лечится болезнь административных барьеров, тем более что и мэр, и столичные власти, в частности Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы, всячески выступают за искоренение этого зла? О.: Нужна четкая законодательная база, регламенты. Порой мы сталкиваемся с парадоксальными ситуациями. Вот, например, вроде бы создана очень прогрессивная и нужная система «одного окна». Предприниматель обязан по истечении срока договора, скажем, аренды помещения, сдать в определенные сроки документы. А ему заявляют: «А мы не будем принимать ваши бумаги». Нет такого права: не принимать. Напротив, эти документы в «одном окне» обязаны принять, передать специалистам и возвратить в установленные сроки. Понимаете, в большинстве своем решение вопросов тормозится на низовом уровне. Нужна четкая регламентация взаимоотношений чиновника и предпринимателя. Думается, следует предусмотреть и материальную ответственность чиновника за неправомерную остановку деятельности той или иной компании. Потому что в противном случае действует проверенная схема: денег дал – и никаких проблем. К примеру, нашла пожарная инспекция какой-то «криминал» в деятельности фирмы, в тот же день суд приостанавливает работу компании на 90 дней. Опечатывается помещение, а как же коммерсант может доказать свою невиновность, если в офис даже войти ему не дозволено? Замкнутый круг. Хотя, конечно, случается и так, что предприниматель довел своим бездействием ситуацию до пожара. Необходимо унифицировать и упростить правила и инструкции, определить перечень организаций, которые проверяют практически одно и то же. Мы сделали анализ: в этом случае чуть ли не в два раза количество проверок уменьшается. Сделайте одну комплексную проверку, а потом на три года оставьте бизнесмена в покое. В.: Реально ли, по вашим оценкам, сократилось число проверок малого и среднего бизнеса? О.: Количество проверяющих организаций на данный момент уменьшилось в Москве вдвое – с 32 до 16. Предприниматель пошел достаточно информированный, юристов у нас стало уже гораздо больше. Если раньше представители, к примеру, одного из городских департаментов производили до 15 тысяч проверок в год, то нынче плановых не проводили вообще, а внеплановых – от силы до одной тысячи. По новому закону уже в ноябре нынешнего года сдаются документы, предусматривающие плановые проверки в 2010 году. Эти самые планы согласовываются с прокуратурой, затем утвержденные планы публикуются на сайте прокуратуры. Появилось такое понятие, как норма общего времени проверок: более 15 часов в год для микропредриятий и 50 часов – для малых предприятий. Кто бы ни проверял, инспектировать малый бизнес больше отведенного времени нельзя. Но ведь совсем недавно ничего этого не было. Поэтому я полагаю, что количество проверок в реальности серьезно сократилось. В.: Программа неотложной правовой помощи действует в столице чуть больше года. Есть позитивные результаты? О.: Без сомнения. Причем этап экспериментальной работы в рамках программы мы уже прошли и теперь функционируем, что называется, в штатном режиме. Сейчас у нас в каждом округе действует по одной машине – мобильному офису МАРПа на колесах. В.: В каком случае можно звонить в «неотложку»? О.: Технология здесь такая. У нас действует небольшой call-центр. Используются возможности IP-телефонии, т. е. соединиться можно с любой точкой земного шара. Мы занимаемся неотложной правовой помощью. Если нам звонят и сообщают, что в офисе компании идет проверка, и при этом просят помочь, «скорая» выезжает на линию. Даже если это плановая проверка. И если визитеры заявляют, что имеют полномочия на проверку, на самом деле проверяющими не являясь, то при появлении нашей дежурной бригады они, как правило, ретируются. Таких случаев было немало. Если же проверяющие полномочны, юристы МАРПа знакомятся с ними и начинают совместную работу. Но бизнесмены при этом получают надежную юридическую поддержку. В.: У пожарных есть свой федеральный телефонный номер, у милиции, у «скорой помощи». Не пора ли вводить подобный номер и для вас? Правовая «неотложка» – дело очень скорое. Присвоили бы вам, к примеру, номер 06. Эффективно, разве не так? О.: Не спорю, но, конечно, пока такие смелые планы обсуждать рановато. Присвоение общефедерального номера – дело очень сложное. Скажем, правовые службы поддержки малого бизнеса, подобные московской, работают пока только в двух субъектах Федерации. Например, в Казани объявили конкурс, его выиграла юридическая компания. Ее представители приезжали к нам, и мы поделились со своими татарскими коллегами технологиями и опытом. Ведь только в Москве службой поддержки малого бизнеса руководит целый департамент. Вот когда в России инфраструктура помощи малому предпринимательству окрепнет, полагаю, идея введения федерального номера неотложной правовой помощи коммерсантам, о котором вы говорите, обретет реальный смысл. А пока столичным предпринимателям нужно звонить по телефону 78200-82. Обязательно поможем. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Вечерняя Москва" |