14.09.2009  Москва: действует эффективная инфраструктура поддержки малого бизнеса

   К 2012 году федеральные власти рассчитывают увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП России до 30 процентов. Масштабные задумки, если учесть, что на сегодня вклад малых и средних предприятий не превышает 16–17 процентов объема валового внутреннего продукта страны. Однако это необходимое условие для развития конкурентоспособности и мобильности отечественной экономики. До 90 процентов новаций, прорывных технологических проработок выдают именно представители малого предпринимательства, независимые изобретатели, несмотря на колоссальную мощь исследовательских центров крупных корпораций. Между тем, пока Россия только-только адаптировалась к новым капиталистическим правилам игры, западные страны резво двигались по направлению к светлому будущему.
   В России около 11 миллионов человек, или до 19 процентов от общей численности работающих, занято на ниве малого и среднего бизнеса. В среднем на одну тысячу жителей страны приходится не более восьми-девяти малых предприятий. А вот Москва – признанный лидер по развитию малого предпринимательства. В столице в сфере малого и среднего бизнеса занято 2,5 миллиона человек, т.е. практически каждый четвертый житель столицы. В городе действует 220 тысяч малых и средних компаний и до 160 тысяч индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: в России функционирует до 1,2 миллиона фирм, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса. В Первопрестольной на каждую тысячу обитателей столицы действует не менее 20–22 малых предприятий – а это уже среднеевропейский уровень.
   Как же развивается малое предпринимательство Москвы в условиях всемирного глобального экономического кризиса? Какие формы помощи коммерсантам может предложить столичное правительство? О каких уроках, преподанных кризисом, мы вправе говорить уже сейчас? На эти вопросы ответил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев.
   В.: Михаил Михайлович, вот и прошел первый кризисный год. Очень непростой, в чем-то драматичный. Как бы вы оценили в целом состояние малого бизнеса на сегодняшний момент?
   
О.: Безусловно, в начале 2009 года малый бизнес чувствовал себя, так скажем, не очень хорошо. Некоторые предприятия даже вынуждены были прекратить свое существование. Наиболее тяжелым выдался первый квартал года. С началом лета ситуация несколько выправилась. И фондовый рынок понемногу стал вставать с колен, и банковский сектор получил достаточное финансирование. Мы, не дожидаясь даже окончания 2008 года, стали выстраивать систему поддержки столичного малого бизнеса.
   Был увеличен до 70 процентов размер поручительства по кредитам малых предприятий. Хотя, конечно, в банках в то время получить кредиты было сложно. Да и сейчас, несмотря на значительное снижение ставки рефинансирования Центрального банка, кредитный процесс отнюдь не стал менее проблемным. Поэтому отсутствие средств на перекредитование, переоценка залогов в сторону уменьшения, пересмотр кредитных договоров оказали серьезное негативное влияние на положение малого бизнеса столицы. Тем не менее в настоящее время я уже могу говорить о некоей стабилизации ситуации и даже определенном оживлении. Это касается, к примеру, риелторского, девелоперского рынков.
   Защита малого бизнеса, сохранение рабочих мест – это приоритетные направления деятельности московского правительства. Мы активизировали работу, связанную с привлечением малого предпринимательства к выполнению работ в рамках городского заказа. Мэр Москвы дал четкое задание: 20 процентов объема городского заказа должно распределяться на специализированных конкурсах и аукционах только среди предприятий малого бизнеса.
   В.: Но ведь это очень сложная задача.
   
О.: Отчего же? Изменен соответствующий федеральный закон. Согласно этому нормативному акту, от 10 до 20 процентов объема выполняемых работ и услуг городские заказчики обязаны распределять среди компаний, относящихся к сфере малого предпринимательства. Теперь, в отличие от прежней редакции закона, пренебрежение этим требованием влечет за собой наложение штрафа на госзаказчиков в 50 тысяч рублей. А мы можем контролировать соблюдение данной нормы закона. У нашего департамента появилось даже делегированное мэром право вносить предложения по приостановке торгов.
   Было принято решение о запрете московским проверяющим организациям до конца года инспектировать предприятия малого бизнеса. Наконец, Москва получила дополнительные средства из федерального бюджета на прямую финансовую поддержку малых предприятий. Это и компенсация банковской процентной ставки, присоединение к энергосетям, затраты, связанные с выставочно-ярмарочной деятельностью. Большие деньги зарезервированы для помощи начинающим коммерсантам, молодежному, а также инновационному предпринимательству. С нашей точки зрения, все эти меры помогли бизнесу пережить этот тяжелый кризисный год.
   Я отлично понимаю, что у некоторых представителей бизнес-сообщества может быть и другое мнение. Кто-то, вероятно, мог бы пожаловаться на известную нерасторопность чиновничества. Но знаете, как раз летом мы изменили несколько распорядительных документов с тем, чтобы упростить процедуру получения компенсации ставок банковского кредита. Расширили сферу использования субсидий. В частности, начинающим бизнесменам мы разрешили использовать субсидии на компенсацию затрат по аренде помещений в коммерческом секторе. Изменили условия компенсации лизинговых платежей. Вообще, должен сказать, мы находимся в режиме постоянного диалога с предпринимателями, которые подсказывают нам, в какой еще форме поддержки они нуждаются.
   В.: Известно, что с коммерсантами вы и лично встречаетесь часто. Что их волнует в первую очередь?
   
О.: Бизнесменов волнует снижение доли финансирования по городскому заказу, ведь по некоторым позициям падение составило 40 процентов. Несмотря на то, что оставшаяся сумма – 200 миллиардов рублей – сама по себе просто огромна. Бизнес очень беспокоит общее сокращение потребительской способности населения. Работу на склад не каждая компания способна выдержать. Это, конечно, минусы, осложняющие ситуацию. С другой стороны, существенно упала арендная плата за нежилые помещения. Вспомните, ведь город, поддерживая малый бизнес в это нелегкое время, отказался от выпадающих доходов в 7 миллиардов рублей! Колоссальная сумма. Упала стоимость и коммерческой аренды помещений. Поскольку рост доллара и евро привел к подорожанию импортных товаров, люди стали в большей степени ориентироваться на продукцию отечественных производителей. Импортозамещение нынче – реальность, прежде всего в секторе производства продуктов питания.
   Без сомнения, для нормального развития бизнесу нужна более стабильная ситуация. Это касается прежде всего возможности получения дешевых кредитов. Банки отнюдь не торопятся прислушиваться к рекомендациям премьер-министра страны и крайне неохотно идут на снижение стоимости ссуд. Они ссылаются и на плохие долги, и на разные источники привлечения кредитных ресурсов. Несмотря на принятие указа мэра по мораторию на проверки, коммерсанты жалуются: административные барьеры, поборы по-прежнему имеют место быть и число проверяющих инстанций, отвлекающих коммерсантов от профессиональной деятельности, не слишком сократилось.
   «Кошмарят» бизнес по-прежнему. Есть такое понятие – затраты на вхождение в рынок и нахождение в нем. Так вот, несмотря на снижение оборотов, доходов малого предпринимательства, уровень расходов на эти цели оценивается в 6 процентов от общего объема затрат на ведение бизнеса. Это существенное бремя.
   В.: Не менее 50 процентов компаний, относящихся к малому бизнесу столицы, заняты в торговле. Заметное число фирм специализируется в сфере туризма. Между тем торговые организации ожидают рассмотрения Госдумой Федерального закона «О торговле». Туристическая отрасль уже вынуждена адаптироваться к норме закона, предусматривающей требование к увеличению финансового обеспечения деятельности компаний. Не повлияют ли негативно новые нормативные документы на позиции значительного числа представителей малого бизнеса Москвы?
   
О.: Вы же понимаете, что если поставщики товаров получают от сетей предложения по оплате их рекламных компаний, платы за право торговли в той или иной сети, если платежи за поставленный товар поступают с отсрочкой в 50–90 дней, то, естественно, все это негативным образом сказывается на цене товара.
   Стало быть, потребители вынуждены нести повышенные расходы на покупку этих товаров. Это касается и затрат на туристические поездки. Если фирма тратит больше денег на финансовые гарантии, значит, покупателям придется дороже приобретать туры. А ведь на существование фирм-однодневок размер обеспечения не слишком влияет. С другой стороны, повышение суммы гарантий вымывает с рынка небольшие турфирмы. Понятно, что туризм становится уделом крупных и средних компаний. Возможно, мы пойдем по пути создания саморегулируемых организаций для небольших строительных предприятий и фирм, специализирующихся в сфере ЖКХ. Участвуя в конкурсах, по закону предприятия должны были, демонстрируя банкам свою финансовую состоятельность, депонировать на специальных счетах определенные суммы. Вероятно, мы сможем силами Фонда содействия кредитованию малого бизнеса предоставлять соответствующие поручительства, для чего задепонируем определенную сумму средств на счетах фонда. Что касается Закона «О торговле», не уверен, что он будет принят достаточно мягким для продавцов. В любом случае мы будем всячески отстаивать интересы малых предприятий, занятых в сфере торговли.
   В.: Некоторые представители федеральных властей уже начали говорить о робком начале выхода из рецессии. Могли бы вы подтвердить данную тенденцию применительно к малому бизнесу Москвы? Подвижки есть?
   
О.: Пожалуй, мы можем говорить о том, что этот процесс только-только начинает проклевываться. Осенью прошлого года и весной года нынешнего у немалого числа коммерсантов, обремененных кредитами и отсутствием денег на их обслуживание, мелькали мысли о закрытии своего дела, о банкротстве. А теперь кое-кто уже поговаривает о диверсификации бизнеса. Пока это лишь частные случаи, но они иллюстрируют общую тенденцию.
   В.: В условиях кризиса власти советуют людям, потерявшим работу, начинать собственное дело. При этом оказывается определенная финансовая поддержка. По вашим оценкам, пришли нынче в бизнес новые интересные люди со свежими идеями?
   
О.: Мы запланировали поддержку 800 новых стартующих бизнес-проектов в нынешнем году. На сегодняшний день профинансировали 200 проектов. Не скрою, я полагал, что новый бизнес как раз лучше открывать в неспокойное время. Не скажу, что проекты, которые мы поддержали, представляют собой какие-то кардинально новые направления в бизнесе. Мы ожидали появления, что называется, свежей крови. Но согласитесь, умных, талантливых сотрудников работодатели не увольняют, напротив, в условиях кризиса они еще больше ими дорожат. Сокращали же по большей части клерков, выполняющих второстепенные задачи. Недаром я неоднократно видел в Москве рекламные щиты следующего содержания: «Вы – классный бухгалтер, юрист, менеджер. Вам предложено подыскать иное место работы. Мы с удовольствием примем вас». Многие из тех, кто работу потерял, не смогли открыть собственное дело. Да ведь и хорошо известно: коммерсантом способен стать далеко не каждый. Но наряду с этим мы обратили внимание на то, что об организации своего дела стала активно задумываться молодежь. Во всяком случае, количество инновационных молодежных предпринимательских проектов выросло, даже в условиях кризиса. Многие из них – в области информационных технологий, программного обеспечения, сервисного обслуживания.
   В.: Михаил Михайлович, нельзя не вспомнить о том, что возглавляемый вами департамент недавно поменял название.
   
О.: И не только название. Мы стали Департаментом поддержки не только малого, но и среднего предпринимательства. Вспомните, принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса». Мы реализуем нормы этого, а также соответствующего московского закона. Среднему бизнесу нужны иные формы поддержки. Что такое средний бизнес в Москве? Это в основном производственные компании. Выпуск одежды, продуктов питания, металлообработка. Причем эти предприятия вполне способны конкурировать с западными оппонентами. Средний бизнес нуждается в лизинге оборудования, компенсации процентных ставок банковских кредитов, образовательных программах для своих сотрудников, недорогих производственных помещениях. Вот в этом плане мы и выстраиваем отдельную подпрограмму помощи среднему бизнесу.
   В.: Во главу угла нынче ставится инновационная модель экономики. Президент России неоднократно подчеркивал, что альтернативы данному пути развития у нашей страны просто нет. Как развиваются предприятия данной сферы в Москве в этом кризисном году?
   
О.: Без всякого сомнения, инновационные предприятия являются для нас основной сферой приложения усилий и поддержки. Мы финансируем субсидиями инновационных предпринимателей, находящихся на стадии опытного образца. Практически завершили работу с Минэкономразвития по финансированию работ на последующих стадиях разработки инновационного продукта из средств Российской венчурной компании. В столице действует две венчурные компании с объемом средств 1,6 миллиарда рублей. В настоящее время мы завершаем подготовку постановления правительства Москвы об эффективности мер поддержки государством инновационных малых предприятий. В этом документе хотим сосредоточить внимание на нескольких новаторских предложениях. Во-первых, это положение о ведении реестра инновационной продукции города и обязанности госзаказчиков закупать в течение года определенный процент товаров из данного реестра, что позволит инновационным предприятиям сформировать гарантированный рынок сбыта.
   Инновационная продукция несколько дороже, но ведь по своим функциональным свойствам она существенно превозносит стандартные образцы. Мы можем получить, коль скоро правительство Москвы сочтет необходимым поддержать наши предложения, целую систему помощи инновационному малому бизнесу, систему взаимодействия всех элементов механизма помощи этим компаниям. Ведь мы отлично знаем: мало разработать современный инновационный продукт - его надо продать. Он дорого стоит и на конкурсе не выдерживает соревнования с устаревшими, но более дешевыми конкурентами. Это касается и медикаментов, и медицинской техники, и сферы ЖКХ.
   В феврале нынешнего года мы проводили в Центральном доме предпринимателя актив работников малого бизнеса и организовали в рамках этой встречи небольшую выставку. В экспозиции участвовали компании, занимающиеся инновационным бизнесом в жилищно-коммунальном хозяйстве. Один из коммерсантов экспонировал аппарат, используя который можно покрасить за полчаса 20 метров забора. Эффективнейший прибор, очень простой в эксплуатации. Я был уверен: у изобретателя отбоя от заказчиков не будет. Как бы не так: в конце лета мне рассказали – не купили ни одного аппарата! Почему? Оказалось, дешевле нанять гастарбайтера, который пусть не за полчаса, а за неделю сделает тот же объем работы, но обойдется она дешевле уникального прибора. Вот вам парадокс. А обязали бы госзаказчиков приобретать подобного рода изобретения Кулибиных, и рынок инноваций стал бы развиваться быстрыми темпами.
   В.: Конечно, лишняя контора только увеличивает количество административных барьеров. Но вам не кажется, что для выведения инновационных продуктов на рынок требуется некая специализированная организация, хотя бы в рамках вашего ведомства?
   
О.: Мы написали письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву. В самом деле, аргументировали мы, президент ставит задачу по переходу экономики на инновационные рельсы. Но ведь для этого требуется создать соответствующий механизм, а стало быть, поменять некоторые федеральные законы. Сегодня у госзаказчиков фактически единственный критерий определения победителя на конкурсе: предложил меньшую цену и пришел к «финишу» первым. И никакой обязанности обращать внимание на инновационный характер предлагаемой услуги или продукта нет. А раз так, ни один инновационный продукт на рынок не пробьется. Значит, следует на законодательном уровне поменять критерии определения победителей на конкурсах.
   В.: Как бы вы оценили параметры новой программы поддержки и развития малого бизнеса на 2010–2012 годы, принятой недавно правительством Москвы?
   
О.: Если говорить о показателях 2010 года, то финансирование осталось на уровне нынешнего года. Сохраняются программы помощи малому бизнесу, появляется новая подпрограмма поддержки среднего бизнеса. Хочу, однако, отметить, что программу следующего года мы не делаем исключительно кризисной. Я бы сказал, что это уже и программа содействия развитию малого и среднего бизнеса. В целом столичное правительство выделяет на цели поддержки малого предпринимательства 2,3 миллиарда рублей. Мы рассчитываем и на помощь федерального бюджета. Напомню, в 2009 году столица получила из главного «кошелька» страны 1 миллиард рублей.
   Кроме того, не стоит забывать, что Фонд содействия кредитованию малого бизнеса – это 3 миллиарда рублей. 7 миллиардов, как я уже говорил, – выпадающие доходы бюджета от льготной аренды нежилых помещений. Вот это и есть общий объем помощи московскому малому бизнесу в нынешнем году. Мы рассчитываем, что в 2010 году объемы финансирования будут, по крайней мере, не меньшими.
   Кризис – серьезный экзамен. В этих сложных условиях проверяется правильность тех подходов, которыми мы руководствовались в более благополучное время. Так вот, мы смогли оценить, насколько верно было направление по созданию целостной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Позитивно может действовать целостная система. А в Москве система есть, эффективная и имеющая серьезные перспективы модернизации. Это главное.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Вечерняя Москва"