27.08.2009 Брянская область: ФАС на страже интересов малого бизнеса Контроль над субъектами малого и среднего бизнеса ослаблен, а ответственность крупных компаний - нарушителей свободного рынка ужесточена вплоть до уголовной. О новшествах в законе "О защите конкуренции" и втором антимонопольном пакете законов рассказала журналистам местных СМИ заместитель руководителя Брянского управления Федеральной антимонопольной службы России Нина Селянина. Как известно, законы действенны только тогда, когда соответствуют запросам времени. Действующая система экономики требует постоянных изменений в законодательные акты, корректировки их в чуткой зависимости от изменений потребностей государства. Так, в России начал действовать так называемый второй антимонопольный пакет законов, у которого есть свое четко оформившееся лицо. Среди характерных черт закона - защита интересов субъектов малого и среднего бизнеса. Введение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства сопровождалось поправками в УК РФ, которые вступят в силу в конце октября. К примеру, документ расширяет круг лиц, которым разрешено заключение договоров пользования государственным и муниципальным имуществом, одновременно он же продляет срок возможности заключения договоров на пять лет без участия в конкурсах. "Это большие преференции для предпринимательства", - отметила Нина Селянина. Кроме того, второй пакет дает и послабление контроля со стороны ФАС. Теперь требуется согласование со службой сделок не в три миллиарда рублей, а в семь, а уведомлять ФАС надо при сделке хозяйствующих субъектов с активами не в двести тысяч, а в четыреста. "Наши действия направлены на то, чтобы бизнес развивался спокойно", - подчеркнула замруководителя Брянского УФАС. Помимо пряника в отношении малого и среднего бизнеса, закон имеет и кнут по отношению к зарвавшемуся крупному бизнесу: он предусматривает увеличение штрафных санкций (от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей) либо лишение свободы на срок до трех лет за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением. Интересно, что закон корректирует и определение последнего как установление и поддержание монопольно высокой (низкой) цены товара, когда крупнейшая компания на рынке начинает диктовать свои условия и все остальные вынуждены под нее подстраиваться. Кстати, теперь контроль более 35% не считается доминирующим положением, как ранее, так как в мире такой нормы нет: субъект либо ограничивает конкуренцию, либо нет. Введение же уголовной ответственности сопровождалось поправками в Уголовный кодекс, которые вступят в силу в конце октября. "Крупные нарушители закона должны быть наказаны со всей строгостью, а другим на их примере пуст неповадно будет", - заметила Нина Селянина. На вопрос о реализации старых и новых норм антимонопольного законодательства в Брянской области в руководстве ведомства рассказали, что крупные сделки в регионе уже совершены, а под пристальным контролем службы находятся сто хозяйствующих субъектов: естественные монополии в системе обеспечения газом, теплом и электроэнергией, а также связью и так называемые локальные рынки местных производителей хлебобулочных изделий, молочной продукции и т.п. "К примеру, общественный резонанс в прошлом году приобрела серия дел по картельному сговору, когда несколько заправок держали цены на одинаковом диапазоне. А совсем недавно было рассмотрено дело "Облгаза", который экономически необоснованно повышал цены на обслуживание газопроводов", - поделились в руководстве Брянского УФАС. ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА "Город 24" |