04.08.2009  Курская область: из 45 тыс. субъектов МСП лишь 158 заняты в сфере ЖКХ

   О необходимости вхождения малого бизнеса в сферу ЖКХ в России заговорили еще несколько лет назад. Чиновники осознали, что сложившуюся в этой сфере плачевную ситуацию (постоянное недофинансирование, высокий уровень износа и как следствие высокую аварийность коммуникаций и пр.) только за счет государства изменить уже не получится. Решили сделать ставку на частный капитал, заявив, что жилищно-коммунальное хозяйство - идеальное место приложения сил малого бизнеса.
   Главным стимулом для предпринимателей должен был стать тот факт, что ЖКХ является одной из самых стабильных отраслей бизнеса, поскольку услуги, оказываемые населению, всегда востребованы. Кто-то даже назвал его «бизнесом мечты», поскольку при сравнительно малых затратах он приносит хороший и стабильный доход. От прихода частников в ЖКХ должно выиграть и само население, ведь вряд ли в условиях жесткой конкуренции коммерческое предприятие сможет позволить себе халатное отношение к выполняемой работе.
   Однако на практике процесс вхождения малого бизнеса в одну из самых проблемных отраслей российской действительности идет «со скрипом». В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство является сферой с крайне низким участием предприятий малого и среднего бизнеса.
   В Курской области сегодня из почти 45 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства лишь 158 заняты в сфере ЖКХ. «Малый бизнес в регионе работает во всех отраслях, но вот в ЖКХ представлен недостаточно. Однако радует тот факт, что он все-таки стремится занять эту нишу», - отметил первый заместитель председателя правительства Курской области Александр Дёмин.
   Вместе с тем найти свое место в сфере коммунального хозяйства предпринимателям зачастую бывает не так просто. Дело в том, что рынок ЖКХ можно разделить на два сегмента: коммунальные и жилищные услуги. При этом такие коммунальные услуги, как энергетика, газо-, тепло– и водоснабжение, являются полем работы монопольных компаний, где малому и среднему бизнесу места быть не может. А вот почти все жилищные услуги – управление жилым фондом (техобслуживание, эксплуатация лифтов и систем безопасности, обеспечение теле– и радиовещания, текущий ремонт, вывоз мусора и др.), а также капитальный ремонт общего имущества и жилых помещений, принадлежащих определенным собственникам, – это, как правило, сфера малого бизнеса. При этом эксперты говорят о том, что самыми привлекательными сегментами для малых предпринимателей сегодня являются лифтовое хозяйство, установка и обслуживание систем кодовых замков и домофонов, а также сбор и вывоз мусора.
   Почему же «частники» не спешат вкладывать деньги в другие направления? По мнению председателя Союза предпринимателей Курской области Владимира Казарина, причин тому множество. Это и большая «затратность» производства, и высокая стоимость капитального строительства, и долгий срок окупаемости инвестиционных проектов, и нестабильность тарифной политики. «Целая группа проблем обусловлена особенностями взаимоотношений с государственными и муниципальными организациями. Например, навязывание Управляющей компанией Курска муниципальных услуг в виде различных МУПов явно не является стимулом для прихода бизнеса в ЖКХ. Решением проблемы здесь могло стать заключение прямых договоров с поставщиками коммунальных услуг. Немало нареканий у самих предпринимателей вызывает и система налогоблажения, не говоря уже о традиционных для этой сферы долгах. Так, в Курске долг только по отоплению составляет более 100 миллионов рублей», - рассказал Владимир Казарин.
   Несовершенство российского законодательства – еще одно препятствие на пути вхождения малого бизнеса в сферу ЖХК. «Приведу простой пример, имевший место у нас в области. Предприниматель решил заняться развитием системы водоснабжения в сельской местности. Согласно нашим законам, ему необходимо получить лицензию на эксплуатацию скважины. Чтобы избежать всех связанных с этим проволочек, человеку пришлось пойти на хитрость: вместо формулировки «скважина» во всех официальных документах употреблять понятие «объект электромеханического колодца без ведра. Абсурд!» - поделился Владимир Казарин.
   Новые предпосылки и условия для вхождения малого и среднего бизнеса на рынок жилищных и коммунальных услуг должна создать реформа местного самоуправления. Она же дает предпринимателям уникальный шанс освоить новые, до сих пор крайне закрытые и монополизированные рынки.
   Какие же возможности открываются для частного бизнеса со вступлением в силу всех новых законодательных актов, в первую очередь Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»? Речь идет прежде всего о том, что в условиях двухуровневого местного самоуправления решение большинства вопросов жизнеобеспечения граждан передается на уровень поселений. При этом у значительного числа вновь создаваемых муниципальных образований нет собственных хозяйствующих субъектов, которые могли бы обеспечить выполнение функций жизнеобеспечения. А это как раз и дает шанс малым и средним предприятиям занять определенные ниши на рынке услуг ЖКХ. Кроме того, сами формулировки закона («организация» предоставления услуги и «создание условий» для ее предоставления) предполагают не предоставление услуги собственными силами муниципального образования, а дают возможность выбора хозяйствующих субъектов для выполнения этих задач. И, наконец, положения закона предполагают отказ муниципалитетов от выполнения не свойственных им функций путем приватизации или ликвидации «непрофильных» муниципальных организаций, что также открывает для представителей частного бизнеса возможности по выходу на рынок муниципальных услуг.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА "Курский информационный портал"