20.07.2009  Ивановская область: местным производителям трудно осваивать новые рынки

   Федеральные власти неоднократно заявляли о том, что одним из путей преодоления экономического кризиса может стать развитие малого и среднего бизнеса. Оно может стимулировать внутренний спрос и обеспечить появление новых рабочих мест. Одной из мер поддержки отечественных товаропроизводителей стала, в частности, акция “Покупай российское”, инициированная партией “Единая Россия”. Но развитию бизнеса мешает ряд негативных моментов. В частности, то, что за размещение товара на прилавках торговые сети требуют бонусов.
   В рамках акции "Покупай российское" проводился мониторинг всех местных товаропроизводителей. Как отмечает куратор акции, депутат областной думы Николай Корчагин, сейчас в регионе насчитывается порядка 1,5 тыс. производителей - от крупных предприятий (текстильных и машиностроительных компаний) до самых мелких, - и 28,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Проведение мониторинга, по словам депутата, затрудняла разрозненность информации об ивановских товаропроизводителях.
   Многие производители из числа малого и среднего бизнеса испытывают примерно одинаковые проблемы как в Ивановской области, так и по всей стране. Пожалуй, одна из самых острых проблем — это взаимодействие с торговыми сетями.
   Председатель ассоциации предпринимателей Фурманова Ирина Крысина отмечает недостаточное взаимодействие между региональными производителями и представителями торговли и общественного питания. Компания, которую она возглавляет, производит торты и пирожные, мучные кондитерские изделия. Однако фурмановским производителям трудно выйти даже на рынок областного центра.
   В таких крупных сетях, как, например “Метро”, договоры поставок с производителями заключаются централизованно в Москве. Многие из ивановских гипер- и супермаркетов либо сами производят кондитерские изделия, либо работают с московскими, костромскими и другими поставщиками. А потому эти магазины очень неохотно заключают новые договора поставки. Найти свою нишу на новом рынке очень сложно.
   По словам И. Крысиной, одна из ивановских торговых сетей потребовала с фурмановских предпринимателей бонус за размещение произведенных ими кондитерских изделий на полках магазина - 5 тыс. руб. в месяц. При этом не гарантируя высокого уровня продажи изделий. А ведь торты и пирожные — скоропортящаяся продукция.
   По мнению предпринимателя, до торговых представителей необходимо довести списки местных товаропроизводителей, которые составляются в ходе мониторинга акции “Покупай российское”. Кроме того, она считает необходимым, чтобы главы муниципалитетов помогали лоббировать интересы местных производителей.
   “Ни региональные, ни местные власти не могут помочь убедить представителей торговли в том, что продукция одного производителя лучше, чем продукция другого. Я не очень представляю, как государство может помочь в продвижении конкретного продукта, — возражает первый зампред правительства Павел Коньков. — Мы можем дать определенные преференции, например налоговые льготы, в рамках наших полномочий, для определенной отрасли или же ряда отраслей”.
   По мнению Павла Конькова, пути взаимодействия внутри бизнес-сообщества предпринимателям нужно искать самим. Потому что сегодня вопрос диктатуры торговых сетей — это общероссийская проблема, которая касается не только продуктов питания, но и других товаров.
   Возможно, что на взаимоотношения между поставщиками и торговыми сетями повлияет закон о торговле, но он еще пока не принят.
   Схожие проблемы возникают и в аграрном секторе. Не всегда местные крупные предприятия закупают продукцию у ивановских сельхозпроизводителей.
   Так, по словам руководителя СПК “Колхоз Центральный” Михаила Леонтьева, Шуйский мясокомбинат категорически отказывается закупать свинину и говядину у местных животноводческих хозяйств. "Сейчас мы отпускаем мясо первой категории по цене 150 рублей за килограмм”, — говорит М. Леонтьев. По его мнению, это выгодные для переработчиков условия. И тем не менее мясокомбинат отказывается от услуг шуйского СПК, предпочитая закупать иностранное сырье для переработки.
   Одним из решений проблемы может быть введение Правительством РФ заградительных таможенных пошлин на импортное мясо. Правда, для этого придется немало потрудиться, причем самим сельхозпроизводителям. “Минэкономразвития не примет заявку с инициативой о введении заградительных таможенных пошлин от правительства Ивановской области, — считает П. Коньков. — Оно принимает подобные документы только от субъектов хозяйственного права. Но в этом документе должен быть анализ рынка, анализ цен, анализ поставщиков — это достаточно большая и кропотливая работа”.
   Первый зампред областного правительства напомнил, что когда возникла идея ввести заградительные таможенные пошлины на текстиль, то представителям этой отрасли пришлось подготовить соответствующий документ. Сейчас он рассматривается в верхах, и правительство региона может оказать содействие при его прохождении в министерствах и ведомствах.
   Правда, у идеи ввести заградительные пошлины на импортное мясо существуют и серьезные минусы. Поскольку еще неизвестно, сумеют ли российские фермеры вырастить необходимое количество мясного скота, которое требуется переработчикам.
   Предприниматели ждут налоговых послаблений.“Если бы для производственного бизнеса государство оказало поддержку и ослабило бы налогооблагаемую базу хотя бы на три года, это дало бы очень хорошие результаты для экономики региона”, — убеждена И. Крысина. Однако решение этого вопроса во многом зависит от позиции федеральных властей.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Ивановской газеты"