16.07.2009  Москва: предпринимателей ознакомили с новинками ценообразования в энергетике

   За первое полугодие 2009 года наблюдалось снижение энергопотребления на 2,2%. При этом снижение по промышленным потребителям составило 10, 4%. Объем электроэнергии, приобретаемой по нерегулированной цене, в январе 2009 составил максимум – 33%, минимум в июне – 27,4%. Прирост стоимости электроэнергии по нерегулированным ценам составил за полгода 3,5%.
   Такие данные озвучил заместитель генерального директора по работе с клиентами ОАО «Мосэнергосбыт» Владимир Клименко на прошедшем 15 июля в центральном офисе ОАО «Мосэнергосбыт» семинаре «Новое в ценообразовании на рынке электроэнергии. Тарифная политика». Основной целью встречи с руководителями предприятий Москвы и предпринимателями организаторы назвали обсуждение вопроса формирования цен на рынке электроэнергии и оптимизации взаимоотношений между Мосэнергосбытом и потребителями, взаимодействие с клиентами в кризисный период.
   Как отметил заместитель председателя Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей Василий Ивер, предпринимателей беспокоит рост цен на энергоносители. Сегодня, несмотря на спад в экономике, имеет место рост цен на электроэнергию. В то же время, В. Ивер призвал предпринимателей, работающих в реальном секторе, объединять усилия и вырабатывать консолидированную позицию в вопросах ценообразования.
   Главный вопрос, волнующий аудиторию, звучал так: почему так дорого?
   На него попытались ответить в своих докладах руководители различных подразделений Мосэнергосбыта. Как пояснила начальник отдела тарифообразования Елена Калиниченко, структура конечного потребителя складывается из 4 параметров: средневзвешенной стоимости единицы электроэнергии, приобретаемой на оптовом и розничных рынках; стоимости услуг по передаче электроэнергии; стоимости услуг по организации функционировании торговой системы оптового рынка электроэнергии; сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. В структуре конечного потребителя доля покупки электроэнергии составляет 50,5%, услуг по передаче – 45,6%, инфраструктурных услуг – 0, 03%; сбытовых услуг – 3,9%. По ее словам, рост тарифов конечных потребителей в 2009 году относительно 2008 года обусловлен ростом тарифов всех составляющих структуры тарифов на электроэнергию: покупной электроэнергии – на 17-20%, услуг по передаче – на 38-51%, сбытовой добавки – на 5-9%.
   Судя по реакции зала, даже детальное изложение методик расчетов не дало ответ, как выживать реальному сектору в условиях роста тарифов на электроэнергию.
   Первый заместитель председателя РЭК г. Москвы Михаил Яковлев пояснил, что сценарные условия роста тарифов установлены Правительством РФ, поэтому вопрос снижения тарифов фактически вне компетенции власти на уровне регионов. Со своей стороны РЭК г. Москвы выступила с инициативной в условиях кризиса заморозить долю электроэнергии, приобретаемой по нерегулированной цене на уровне 2008 года, т.е. до 30%. Пока эта инициатива не принята в центре. «Между тем на оптовом рынке электроэнергии неуклонно формируется рыночная стихия. Доля неконтролируемых с точки зрения тарифов поставок электроэнергии на рынке Москвы составляет 35%. С 1 июля 2009 года эта доля должна врасти до 50%. При этом стоимость таких нерегулируемых поставок на 20% превышает цены, установленные РЭК», - пояснил М. Яковлев.
   Он поддерживает идею принятия закона, обеспечивающего прозрачность в ценообразовании на тарифы. При этом М. Яковлев выступает за создание на базе РЭК г. Москвы комиссии с участием наиболее авторитетных представителей промышленности Москвы и малого бизнеса, ДПи РМП и других департаментов для совместной работы по выработке политики по обеспечению реального сектора энергоресурсами по доступным ценам.
   Примечательно, что в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии объем поставки по свободным ценам потребителям за исключением населения составляет: в 2008 году в первом полугодии – 15-20%, во втором – 25-30%; в 2009 году в первом полугодии – 30-35%, во втором – 50-55%, в 2010 г. в первом полугодии – 60-65%, во втором – 80-85%, в 2011 г. – 100%.
   ИА "Альянс Медиа"