08.07.2009 Москва: главная задача ЦАО в кризис – сохранить социально значимую сеть Итоги реализации окружной программы по созданию сети предприятий потребительского рынка и услуг социально гарантированного уровня обсуждались 8 июля на заседании коллегии префектуры Центрального административного округа Москвы. Заместитель префекта ЦАО Леонид Сидоров уточнил, что развитие сети предприятий потребительского рынка и услуг осуществлялось в рамках реализации двух программ: среднесрочной, утвержденной постановлением правительством Москвы № 647-ПП от 29 августа 2006 г., и окружной. За 2008 год, сообщил он, было открыто 134 объекта социально ориентированной сети вместо 101 запланированных. На 1 июня 2009 г. социально ориентированная сеть предприятий потребительского рынка и услуг округа насчитывала 516 объектов: 339 социальных магазинов (из них 81 аккредитовано), 149 предприятий бытового обслуживания и 28 – быстрого питания. Деятельность такого рода предприятий, подчеркнул заместитель префекта, в первую очередь направлена на льготное обслуживание малообеспеченных и социально незащищенных категорий населения, в том числе инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров. В прошлом году услугами аккредитованных предприятий потребрынка воспользовались 104 тыс. человек, а объем предоставленных льгот составил более 76 млн рублей. Говоря о предварительных итогах минувшего полугодия, зампрефекта выразил озабоченность рядом проблем, в частности, ростом случаев закрытия предприятий, особенно тех, которые относятся к сфере общественного питания и бытового обслуживания. Да и если говорить о магазинах, то с начала года в округе закрылось 20 продовольственных торговых точек. В первую очередь становятся неконкурентоспособными и поэтому закрываются социально значимые предприятия, арендующие помещения у собственников. Ведь в таких случаях стоимость может в разы превышать размер арендной платы, установленной городом, и являться основной статьей расходов. «Главная задача в условиях экономического кризиса, особенно актуальная для ЦАО, - сохранить социально значимую сеть», - заявил Л. Сидоров. В ряду предложенных им мер поддержки предприятий – снижение налоговой нагрузки по налогам в местный бюджет либо введение налоговых каникул на срок до трех лет. Существенной помощью, по мнению заместителя префекта, было бы частичное возмещение средств, затраченных предприятиями на обслуживание лиц льготных категорий. Компенсация предлагается при условии автоматизированного персонального учета льгот с применением социальной карты москвича. Еще одной мерой поддержки предприятий потребительского рынка, считает заместитель префекта ЦАО, может стать развитие современной инфраструктуры товарообеспечения и логистики. Он заявил, что Департамент продовольственного рынка и услуг совместно с Департаментом продовольственных ресурсов продолжат строительство распределительных и логистических центров для обслуживания аккредитованных магазинов точек шаговой доступности. Особо выделил зампрефекта такую проблему: малые предприятия, работающие в сфере потребительского рынка и арендующие у города нежилые помещения, экономически не заинтересованы в аккредитации, так как минимальная ставка арендной платы, предусмотренная для социальных аккредитованных предприятий, сравнялась со ставкой, применяемой по договорам аренды ко всем малым предприятиям. Л. Сидоров высказал мнение, что одним из видов поддержки предприятий социально ориентированной сети, арендующих нежилые помещения у города, также может стать проведение специализированных конкурсов для предприятий потребительского рынка и услуг. Критерием отбора в этих конкурсах целесообразно сделать социальную составляющую, а не ставку арендной платы, как на аукционах. Что касается первостепенных задач на ближайшие полтора года, то Л. Сидоров сказал о сохранении уже существующих и создании новых социально ориентированных предприятий (в том числе аккредитованных), о разработке и внедрении на потребительском рынке округа механизмов адресной поддержки малоимущего населения. Прозвучало, что необходимы также реализация косвенных мер по сдерживанию роста цен на потребтовары и услуги, обеспечение доступности предприятий для инвалидов. Другие участники заседания затронули ряд проблем, связанных с осуществлением деятельности в области предоставления социальных товаров и услуг. Глава управы Басманного района Ольга Севрюкова согласилась с Л. Сидоровым в том, что так называемые социальные предприятия не заинтересованы в аккредитации, ведь получается, что этот шаг не дает льгот, зато обеспечивает дополнительную финансовую нагрузку. Этот вопрос, отметила О. Севрюкова, желательно было бы рассмотреть. Глава управы Тверского района Борис Бойков посетовал на то, что со стороны Москомимущества нет инициативы в части предоставления помещений предприятиям. «Мы пишем везде, что просим предоставить освобождающиеся помещения для предприятий торговли, - сообщил он. – Но, к сожалению, наш голос остается голосом вопиющего в пустыне». В этом году, добавил глава управы, все 12 магазинов были открыты в помещениях, арендованных у собственников. Заместитель генерального директора торговой сети «Магнолия» Виктор Шевляков обратил внимание на такой вопрос, как открытие супер- и гипермаркетов. Как правило, отметил он, после их открытия, приказывают долго жить десяток маленьких магазинов на этой территории. Эта проблема, по мнению предпринимателя, нуждается в рассмотрении и решении. Гендиректор салона-ателье моды «Александра» Александра Тулебаева рассказала о частном, собственном случае. Возглавляемое ею предприятие, арендовавшее помещение у города, из-за забывчивости специалиста имущественного департамента может в скором времени лишиться площади. «Нас выгоняют, выселяют», - пожаловалась она. В завершение заседания было отмечено, что проект решения коллегии будет доработан с учетом замечаний, высказанных в выступлениях, что должно способствовать устранению высказанных проблем, а значит, сохранению столь необходимых многим россиянам социально ориентированных предприятий. ИА "Альянс Медиа" |