25.06.2009 Москва: программа развития и поддержки МСП даст импульс модернизации экономики Более 360 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых 149 тыс. – индивидуальные предприниматели, а также около 1,5 тыс. средних предприятий работают в российской столице. Важнейшая роль их вклада в социально-экономическое развитие города не вызывает сомнений; при этом он выше, чем в среднем по стране. Почти 25% ВРП, треть экономически активного населения – все это малый бизнес. Тем пристальнее внимание, которое приковано к московским программам поддержки предпринимательства. В настоящее время подготовлена Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг., проект которой будет рассмотрен 30 июня на очередном заседании столичного правительства. В преддверии этого обсуждения на вопросы ИА «Альянс Медиа» ответил один из разработчиков программы – первый вице-президент Московского центра развития предпринимательства Геннадий Аскинази. В.: Геннадий Львович, каковы основные цели и задачи принимаемой программы развития и поддержки предпринимательства? О.: Главные цели данной программы затрагивают как социальный, так и экономический аспекты. Если говорить о социальной роли, то, конечно, в первую очередь стоит отметить обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, а также сокращение административных барьеров для предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения основные цели – дальнейшее увеличение вклада малых и средних предприятий в городскую экономику, рост налоговых поступлений, развитие инновационного бизнеса. На последнем, кстати, стоит остановиться более подробно. Все показатели, заложенные в программе, приведены в полное соответствие с федеральным и городским законодательством в сфере поддержки МСП, и лишь единственный добавлен нами: это увеличение доли инновационных компаний в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства по городу. Мы сделали это исходя из заданного на государственном уровне курса: и Президент РФ Дмитрий Медведев, и премьер Владимир Путин неоднократно говорили о том, что выживание государства в нынешней экономической ситуации как никогда зависит от модернизации экономики, от перехода на инновационный путь развития. Буквально на прошлой неделе состоялось заседание комиссии по модернизации экономики РФ, где глава государства снова подчеркнул важность такой работы. В.: В каких сферах бизнес получит поддержку в первую очередь? О.: Как федеральный, так и городской законы о развитии МСП гласят, что все виды и формы господдержки для бизнеса должны быть равнодоступны для получателей. Неукоснительно следуя этому правилу, тем не менее мы говорим о приоритетных группах малых и средних предприятий: инновации, производство, промышленность, ремесленничество, ЖКХ, молодежный бизнес, социальная сфера, начинающие. Но это ни в коем случае не означает, что остальные не могут рассчитывать на помощь со стороны города. В новой программе используется новый подход – я бы назвал его матричным. Это значит, что мы выделили целевые группы предпринимателей, а вслед за этим конкретизировали виды услуг, актуальные для каждой из них. Поясню на простом примере. Есть имущественная поддержка бизнеса, однако производственной или инновационной компании в первую очередь нужно место в технопарке или бизнес-инкубаторе, а социально ориентированному магазину – доступное помещение в аренду. Именно конкретные потребности каждой целевой группы мы положили в основу. Таким образом, программа охватывает специфичную проблематику множества отраслей. В.: Но, наверное, не только в этом состоит новизна? Нынешняя нелегкая экономическая ситуация внесла свои коррективы в новую программу? О.: Да, безусловно. Документ структурирован совершенно не так, как предыдущие. Раньше мы использовали проектный принцип – то есть составляли четкий план мероприятий, описывали определенные проекты, намеченные к обязательной реализации. Это существенно снижало возможность оперативного реагирования на изменения экономической ситуации и нужд предпринимателей. Ведь, например, невозможно на три года вперед запланировать все выставочно-ярмарочные мероприятия, да еще и просчитать затраты на них. От такого подхода мы решили отказаться. Вместо этого решено расписать в соответствии с действующим законодательством все виды и формы поддержки субъектов МСП в виде конкретных услуг, а также их количественные показатели и ресурсное обеспечение. То есть малый и средний бизнес Москвы получит определенное количество консультационных, юридических, финансовых и прочих услуги. Ежегодно будет формироваться перечень проектов, включающих в себя различные виды услуг и работ и нацеленных на конкретный результат. Эти проекты будут предлагаться к реализации на конкурсной основе департаментом. Именно так мы получим возможность идти в ногу с текущей ситуацией. В.: Каковы количественные показатели программы? О.: При сохранении ресурсного обеспечения программы в 2010 г. на уровне текущего года, увеличение количества адресных услуг по различным их видам запланировано на уровне 15-25%, общее их число составит 230 тыс. в 2010 г. и за три года вырастет до 250 тыс. При этом будет обеспечен двукратный рост количества адресных услуг, ориентированных на инновационные предприятия. Объем привлеченных кредитных ресурсов субъектов МСП будет ежегодно увеличиваться на 15% и к 2012 г. предполагается довести до 8,6 млрд рублей. Плановое количество получателей этой услуги до 2012 г. – свыше 3 тыс. предприятий. Будет увеличена и программа субсидирования. Общий объем средств, выделяемых на субсидии, увеличен уже в первый год реализации программы на 68 млн рублей, или 26,8%, по сравнению с планом 2009 г. Предоставить их планируется почти 2 тысячам компаний на общую сумму около 1,2 млрд рублей, что должно обеспечить создание свыше 3,5 тыс. рабочих мест и прирост выручки неторгового сектора малого и среднего предпринимательства более чем в 7 млрд рублей. Всего финансовую поддержку за три года должны будут получить 26 610 субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается имущественной поддержки, то за период с 2010 по 2012 гг. планируется создать и ввести в строй не менее 1,2 млн. кв. м имущественных комплексов для предпринимателей. В.: Звучит внушительно. Но для того чтобы было кого поддерживать, необходимо помочь бизнесу преодолеть последствия кризисных явлений. Что делается в этом направлении уже сейчас? О.: Еще в ноябре 2008 г. городом в сфере поддержки малого предпринимательства начал реализовываться ряд антикризисных мер. Это и сохранение на неизменном уровне ставки арендной платы за пользование помещениями, находящимися в собственности города, и полный мораторий на все виды внеплановых проверок, и увеличение лимитов поручительств Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, и увеличение максимальной суммы выдаваемых субъектам малого предпринимательства микрозаймов, и обучение антикризисному управлению, и многое, многое другое. Начиная с ноября прошлого года ведется еженедельный мониторинг состояния малого и среднего бизнеса в Москве. Так вот даже в самые тяжелые месяцы (январь, февраль) количество оптимистично настроенных предпринимателей было больше, чем пессимистов. На сегодняшний день более половины руководителей малых предприятий заявляют о том, что им нужны новые сотрудники – это примерно вдвое больше, чем тех, кто говорит о необходимости сокращать штат. Возвращаясь к разговору о целевой городской программе, отмечу, что еще одной ее особенностью является решение двойной задачи: с одной стороны, максимальное смягчение для малых и средних предприятий последствий кризиса, с другой – проведение комплекса мер, содействующих дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в посткризисный период. Особое место здесь занимает сохранение существующих и создание новых рабочих мест. Причем наша работа не пересекается, как можно предположить, с деятельностью городского департамента труда и занятости: ведь их задача – трудоустроить безработных, а наша – привлечь способных, инициативных, думающих людей в малый бизнес. Кризис лишил работы большое количество высококвалифицированных сотрудников с хорошим образованием и опытом. Нам такие люди нужны, поэтому и решено увеличить объем средств, выделяемых на субсидии начинающим предпринимателям. В заключение могу сказать, что в трудной ситуации малый бизнес снова смог доказать свою мобильность, жизнеспособность, стрессоустойчивость. Большое ему за это спасибо, а мы направим все усилия на то, чтобы ему помогать развиваться и реализовывать свой социально-экономический потенциал. ИА "Альянс Медиа" |