19.06.2009  Тверская область: муниципалитеты не хотят получать средства на поддежку МБ

   Сорок пять миллионов рублей готова направить администрация Тверской области муниципальным образованиям для поддержки предпринимательства, но муниципалитеты получать их не хотят. О том, как в районах работают программы по поддержке малого бизнеса, рассказал начальник департамента экономики Тверской области Сергей Аристов.
   В.: Поддержка предпринимательства сегодня является одной из ключевых задач администрации области, и департамент экономики все время генерирует новые идеи, направленные на содействие развитию малого бизнеса. Насколько муниципальные образования готовы их подхватывать и реализовывать?
   
О.: К сожалению, должен констатировать, что многие главы муниципальных образований не рассматривают малый бизнес как сферу экономики, достойную их внимания. В этом мы еще раз убедились, анализируя заявки муниципалитетов на получение субсидий в рамках долгосрочной целевой программы развития малого и среднего бизнеса. В качестве субсидий мы готовы направить в этом году муниципальным образованиям 35 млн рублей из областного бюджета и еще 10 млн рублей из федерального, чтобы муниципалитет, учитывая местную специфику, мог самостоятельно решать, какие формы и методы поддержки предпринимательства будут более действенными. Но оказалось, что это интересно далеко не всем муниципальным районам.
   Лишь три района - Бежецкий, Конаковский и Максатихинский подали по четыре заявки, большинство предпочло ограничиться одной, максимум двумя заявками, а десять муниципалитетов вообще не подали ни одной. Это города Вышний Волочек и Ржев, ЗАТО "Солнечный", Бологовский, Весьегонский, Кашинский, Молоковский, Кесовогорский, Ржевский и Сонковский районы. Либо главы этих муниципальных образований считают, что с малым бизнесом у них все отлично, либо не видят смысла в его развитии. И в том и в другом случае они принципиально не правы.
   Для муниципалитета развитие предпринимательства - это расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений, это возможность содержать и ремонтировать дороги и детские сады, это занятость людей и изменение качества жизни, в том числе и за счет оказываемых предпринимателями услуг, это самые действенные антикризисные меры.
   В.: Не может быть, чтобы главы этого не понимали… Возможно, все упирается в софинансирование и в то, что сегодня его обеспечивать сложнее, чем еще год назад?
   
О.: Проблема явно не в этом. Условия софинансирования, предусмотренные в рамках программы поддержки малого бизнеса, максимально льготные условия, которые не предусмотрены больше ни одной из программ: 90 из 100 рублей, вкладываемых в мероприятия, выделяет область и только 10 - район. Просто главы не придают значения развитию предпринимательства. Я уже не раз выступал по этому поводу на совете глав муниципальных образований и на других совещаниях, беседовал с главами, но реального отклика в виде действий мы так и не увидели.
   На уровне области развитию предпринимательства и поиску средств на его поддержку уделяется повышенное внимание. Когда похожий конкурс на получение субсидий проводился на уровне Федерации, Тверская область подала в Минэкономразвития 8 заявок, претендуя на максимальный объем софинансирования из федерального бюджета. Конкурсный отбор был очень жестким - объем заявок раз в пять превосходил сумму выделяемых федеральных средств. В итоге мы получили поддержку по трем проектам в объеме 57 млн рублей. При этом над оставшимися пятью проектами мы тоже будем работать в пределах тех средств, которые сможем обеспечить на уровне области. Активно работая над мерами поддержки малого бизнеса на уровне области, мы ждем такого же отклика районов и поселений. Ждем, но не видим.
   В.: Какие условия должны были выполнить муниципалитеты при подаче заявок?
   
О.: Для этого необходимо соблюдение трех условий - наличие: а) районной программы поддержки предпринимательства; б) совета по предпринимательству и в) интересной идеи. Причем два первых условия выполнены практически во всех районах, поскольку этого требует областной закон.
   В.: Получается, что проблема в дефиците идей? О.: Творчески к формированию заявок подошли единицы. Пожалуй, с положительной точки зрения можно отметить только Бежецкий и Конаковский районы, где речь идет о создании бизнес-инкубаторов и организации школ юных предпринимателей, да еще Калязинский, где планируется расширение существующего бизнес-инкубатора. В большинстве же заявок главная мера поддержки малого бизнеса - награждение лучших предпринимателей. Да, это дело хорошее и, возможно, нужное. Но почему этим все и ограничивается? Мне странно, когда муниципалитет планирует торжественный прием предпринимателей у главы района и хочет получить на это субсидию из областного бюджета, но при этом не интересуется возможностью проведения для предпринимателей обучающих семинаров. И я уж не говорю о том, насколько интересны и полезны были бы для малого бизнеса совместные мероприятия, проводимые несколькими соседними районами, где бы они могли обменяться опытом, найти себе новые рынки сбыта или поставщиков. Ничего подобного в заявках, увы, нет.
   В.: Значит ли это, что средства, предусмотренные на поддержку малого бизнеса на местах, так до него и не дойдут, а будут направлены на другие цели?
   
О.: Предложенные в заявках мероприятия не охватывают предусмотренной суммы, особенно если их рассматривать с точки зрения качества и эффективности. Тем не менее мы считаем, что эти средства должны дойти до предпринимательства, но для этого муниципальные районы и поселения должны кардинально поменять свой взгляд на малый бизнес. И чем быстрее, тем лучше. А департамент экономики всегда готов помочь им в разработке мероприятий по поддержке малого бизнеса: проконсультировать, обсудить идеи, трансформировать их в интересный проект.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Афанасий-биржа"