03.06.2009  Москва: коммерсанты станут более "энергичными"

   Непростая ситуация в мировой экономике диктует бизнесу новые правила игры: производство падает, ритейл перестает окупаться, цены на сырье дергают рынок то в одну, то в другую сторону. При этом по малому бизнесу удар пришелся в наименьшей степени - перекредитовываются коммерсанты нечасто и на небольшие суммы, от цен на нефть зависят очень слабо, а проблемы у крупных конкурентов им даже на руку. Но и для них настало время, когда необходимо более тщательно считать деньги, по возможности сокращая и оптимизируя расходы. Недавно компания "Мосэнергосбыт" предложила малому бизнесу научиться экономить на потреблении электричества.
    Несмотря на то, что мероприятие позиционировалось как конференция "Новое в ценообразовании на рынке электроэнергии и тарифная политика ОАО "Мосэнергосбыт", это скорее можно было назвать семинаром. МЭС постаралась понятно и доступно рассказать бизнесменам о том, почему растут тарифы, о новшествах в энергопотреблении и о некоторой специфике расчетов.
    Необходимость провести такие занятия с потребителями стала особенно острой в этом году: цена на электроэнергию выросла примерно на 30%.
    На вопросы представителей бизнеса в центральном офисе ОАО "Мосэнергосбыт" отвечали топ-менеджеры и руководители структурных подразделений компании.
    Первый зампред московской региональной энергетической комиссии Михаил Яковлев с самого начала снял возможные претензии к сбытовикам: ценовой коридор устанавливает ФСТ, местные тарифы (причем только регулируемые) диктует его ведомство.
    С "Мосэнергосбытом" ситуация еще интереснее. Их доля в стоимости электричества составляет 3,9%, а главное - до конца года повышать планку они не имеют права.
    Предположим, вы платите за электричество сто рублей. Из них стоимость производства энергии - 50 рублей. "Сетевая составляющая", то есть стоимость транспортировки, - 45,5 рубля. Кроме того, в стоимость заложены услуги инфраструктурных организаций оптового рынка - меньше рубля. И доля, которую себе забирают сбытовики, порядка 4 рублей. По сравнению с ростом закупки на 20% и ростом сетевой составляющей на 50% - более чем гуманно. А если учесть инфляцию, которая, по самым оптимистичным подсчетам, составит 14%, возникает ощущение, что МЭС готова продавать себе в убыток.
    Но было бы неправильно думать, что "Мосэнергосбыт" пригласила малый бизнес, чтобы оправдываться. Позиция предприятия принципиально другая: сбытовики намерены установить максимальную открытость со своими потребителями.
   Предприниматели - это 13% сбыта, причем, по словам главы МЭС Петра Синютина, это единственный сектор, который в этом году показывает положительную динамику потребления электроэнергии. Именно для того, чтобы поддержать эти предприятия, "Мосэнергосбыт" старается предложить им наиболее выгодные условия сотрудничества.
    Кроме того, в арсенале "Мосэнергосбыта" есть интереснейшая услуга - энергоаудит, о которой пока знают только самые дотошные коммерсанты. Любое предприятие может заказать в МЭС группу экспертов, которые приедут, проанализируют и выдадут рекомендации по энергосбережению, которые позволят радикально сократить расходы на электричество. Для примера - в самой обычной однокомнатной квартире замена семи обычных лампочек на энергосберегающие дает экономию в 4000 рублей. Легко представить, насколько уменьшится расходная статья, например, небольшого ресторана после выполнения целого комплекса рекомендаций аудиторов.
    Диалог энергетиков и малых бизнесменов стал третьим мероприятием "Мосэнергосбыта" в этом направлении. До того была встреча с представителями строительного бизнеса, с главами крупных предприятий Москвы, а затем - Подмосковья. Планируется, что такие встречи будут проходить раз в три месяца.
    Если энергетики сохранят темпы открытости и сближения с потребителем, то в конце концов Россия может приблизиться к лучшим европейским и американским аналогам - широким тарифным меню, детализированным с учетом интересов самых разных социальных слоев.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Московской правды"