27.05.2009 Московская область: планы правительства в отношении поддержки малого бизнеса На этой неделе отмечается День российского предпринимательства в соответствии с принятым год назад указом президента России. И по традиции в седьмой раз отмечается День предпринимателя Московской области. О новых задачах малого и среднего бизнеса Подмосковья, о реализации программ и планов правительства Московской области в этом направлении рассказал министр экономики правительства Московской области Вячеслав Крымов. В.: Каков вклад малого и среднего бизнеса Подмосковья в областную экономику? О.: Безусловно, малый и средний бизнес вносит существенный вклад в областную экономику. За предыдущие пять лет оборот малых предприятий увеличился в 3,4 раза. Объём налоговых поступлений в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований возрос в три раза (почти на 28,4 млрд руб.). Привлечено инвестиций в эту сферу экономики в объёме более 43 млрд руб. В предпринимательском секторе Подмосковья занято более четверти всего работающего населения области. Вместе с тем проблемы малого и среднего бизнеса постоянно находятся в зоне внимания правительства Московской области. Сегодня принята и реализуется пятая по счёту долгосрочная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009 - 2012 годы». Это четырёхлетний план, в котором правительством Московской области определены стратегические направления развития бизнеса региона. На реализацию мероприятий программы в эти годы планируется выделить из областного бюджета более 1 миллиарда 144 миллионов руб., в том числе в текущем году более 216 миллионов. По сравнению с четвёртой программой, реализованной в 2004 - 2008 годах, мы втрое увеличиваем финансирование на развитие предпринимательства. Дополнительно в текущем году мы планируем получить из федерального бюджета субсидию на поддержку предпринимательства в размере 448 миллионов руб., так как Московская область выиграла конкурс Министерства экономического развития Российской Федерации. В.: Очевидно, чтобы сохранять и развивать имеющийся потенциал малого и среднего бизнеса, нужно создавать для предпринимательства максимально благоприятную среду. Какие меры, на ваш взгляд, будут этому способствовать? О.: Именно такой подход и заложен в долгосрочных планах правительства Московской области. На предпринимательство, обладающее огромным потенциалом для экономического роста, возлагаются большие надежды. Малый и средний бизнес быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, инновационен, социально ориентирован, активно создаёт новые рабочие места. Много делается для поддержки и развития предпринимательства на федеральном и областном уровнях. Право устанавливать пониженную ставку налога для малого бизнеса в соответствии с федеральным законом мы подтвердили принятием аналогичного областного закона. Ограничены полномочия органов внутренних дел по контролю за предпринимательской деятельностью с принятием закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля. В соответствии с принятыми изменениями в законодательство РФ в 2008 году о государственном и муниципальном заказе всё активнее привлекаем малые и средние предприятия к участию в госзаказе. В вопросах аренды нам значительно помог федеральный закон, дающий преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий-арендаторов. Всё это стало основой для формирования целой системы льгот. Но все эти мероприятия следует подкрепить реальной, эффективной реализацией. Речь идёт об акценте на отраслевом развитии предпринимательства в Московской области, на развитии инфраструктуры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне, на скорейшем принятии и обеспечении финансирования программ развития предпринимательства во всех муниципальных образованиях Подмосковья. Вместе с тем всё ещё остаются барьеры при выкупе предпринимателями арендуемых помещений, аренде земельных участков. В значительной мере создаются они на муниципальном уровне. Остаётся проблемой низкая информированность предпринимателей о помощи и поддержке как на муниципальном уровне, так и в целом по области. Это, кстати, вопрос и к журналистам, ко всем печатным и электронным средствам массовой информации. Одновременно это результат слабой работы инфраструктуры поддержки предпринимательства. Не во всех муниципальных образованиях действуют фонды поддержки, консультационно-информационные центры. Значит, и самим предпринимателям нужно не только обращаться в высокие инстанции, но и активнее решать свои проблемы на муниципальном уровне, инициируя создание объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В.: Известно, что развитие предпринимательства в стране в значительной мере тормозится из-за недоступности кредитных ресурсов. Ведь процентные ставки банков не по карману не то что малому, но и среднему предпринимателю. Как эта проблема будет решаться в рамках программы? О.: Проблема доступности кредитных ресурсов в основном связана с нехваткой залогового обеспечения. Для её решения в соответствии с программными мероприятиями мы создаём некоммерческую организацию «Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства». В областной программе на 2009 год предусмотрено на его создание 75 миллионов руб. На эти же цели нам дополнительно будет выделено 210 миллионов руб. из федерального бюджета как победителям конкурса Министерства экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, мы реально предоставим предпринимателям возможность получения краткосрочных кредитов. Для этого создаём областной фонд микрофинансирования с кредитным ресурсом в 2009 году 95 миллионов руб. И в-третьих, на конкурсной основе будем компенсировать часть процентной ставки предпринимателям, получающим банковские кредиты. Это особенно актуально сегодня, когда из-за финансовой нестабильности значительно выросли процентные ставки в банках. Но рамки финансовой поддержки не ограничиваются вопросами кредитования. Например, для предпринимателей, планирующих рост своих производственных или высокотехнологичных мощностей, мы предполагаем компенсировать затраты на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, патентно-лицензионные операции и защиту интеллектуальной собственности. Программой предусматривается частично компенсировать затраты малого и среднего бизнеса на оплату консультационных услуг, выставочные мероприятия, на оплату услуг при проведении сертификации по системам и стандартам качества (в том числе международным). В рамках программы планируется оказывать финансовую помощь работникам малых и средних предприятий и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства в Московской области. Мною уже подписан приказ о проведении конкурсов. В ближайшее время начнём приём заявок. Подробная информация об условиях каждого конкурса будет размещена на сайте Министерства экономики Московской области. В.: Отдельно хотелось бы остановиться на следующей теме. Федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства впервые предусматривается поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Как будет реализовано это положение в Московской области? О.: В развитие федерального закона о малом и среднем бизнесе в областной программе заложены меры по софинансированию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. С 2009 года муниципальные образования Московской области, в которых разработаны и финансируются программы развития предпринимательства, могут рассчитывать на дополнительную поддержку своих программ из областного и федерального бюджетов на конкурсной основе. Однако уже сегодня вызывают тревогу следующие факты. Во-первых, программы и мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства разработаны не во всех муниципальных образованиях Московской области. Но только в 20 из них предусмотрено финансирование из муниципального бюджета на реализацию. Размер этого финансирования в ряде случаев не отражает ни потребностей, ни приоритетного подхода к задачам малого и среднего бизнеса. Например, на 2009 год выделено менее 1 млн руб. или вообще не предусмотрено финансирования в Ленинском муниципальном районе, городских округах Орехово-Зуеве, Коломне, Железнодорожном, Звенигороде и ряде других муниципалитетов. О чём это говорит? О том, что большинство муниципалитетов не готовы принять такую помощь. Следовательно, ситуацию нужно срочно менять: разрабатывать программы, изыскивать возможности финансирования. А пока будем поддерживать только те муниципалитеты, где предпринимательство традиционно в приоритете. В.: В таком случае - вопрос об участии предпринимателей в системе госзаказа в Московской области. Какие здесь возможности открываются для малого и среднего бизнеса? О.: Здесь есть определённые успехи. Только в прошлом году почти на 2 миллиарда рублей госзакупок (а это 7,8% от всего объёма) было размещено у субъектов малого и среднего предпринимательства. Более 16 тысяч поставщиков-предпринимателей приняли участие в реализации государственного госзаказа. Замечу, что в муниципальных образованиях Подмосковья доля государственных закупок у субъектов малого предпринимательства составляет от 10 до 100 процентов. Но сегодня надо увеличивать доступность государственного заказа – именно для малого и среднего бизнеса. С этой целью проводится мониторинг по определению перечня продукции, закупаемой у субъектов малого предпринимательства. На официальном сайте госзакупок в Московской области откроем специальный портал для субъектов предпринимательства. Открытости и прозрачности госзаказа будет способствовать введение системы электронных торгов. В этом году мы должны обеспечить рост вклада малых и средних предприятий в общий объём госзаказа Московской области до показателей 15 процентов и более. А при закупках в размере до 15 миллионов рублей будем проводить конкурсы в основном среди субъектов малого и среднего предпринимательства. В.: Наверное, все эти благие намерения могут стать реалиями только при объединении усилий областной власти, предпринимателей, руководителей муниципальных образований. Будут ли обсуждаться чрезвычайные меры поддержки бизнеса? О.: На расширенном заседании Совета по развитию предпринимательства при правительстве Московской области мы будем говорить как о чрезвычайных мерах поддержки предпринимательства, которые можно назвать антикризисными, так и о долгосрочных планах, о стратегических направлениях развития бизнеса в Московской области. Безусловно, новый подход необходим для решения кадровой проблемы для предпринимательства. В особых условиях нуждаются начинающие предприниматели, молодёжный бизнес. Назрела необходимость создания специального сайта для предпринимателей, на котором большинство вопросов и проблем будут освещаться и решаться в режиме реального времени. К телефонному формату «горячая линия для предпринимателей» следует подключить электронный формат и вести с предпринимателями прямой диалог в режиме онлайн. В Московской области как наукоёмком регионе созданы все условия для развития потенциала инновационного предпринимательства. По мере реализации программы планируется активизировать малый и средний бизнес, работающий в сфере технологических инноваций. Доля таких предприятий в общем количестве должна будет вырасти к 2012 году до 8 процентов. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ежедневные новости-Подмосковье" |