20.04.2009  Е.Пантелеев: отрасли будут выходить из кризиса с разной скоростью

   Насколько глубоки сегодня проблемы реального сектора столицы, каким предприятиям будет легче выйти из финансовых неурядиц, кому и как город окажет поддержку в рамках антикризисной программы? Об этом рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев.
   В: В какой стадии кризиса мы находимся? Когда начнется подъем?
   О:
Я полагаю, что разные отрасли и предприятия будет выходить из кризиса с разной скоростью. В Москве у нас три крупных сегмента. Первый – это предприятия пищевой индустрии. Думаю, что этот сегмент в течение этого и следующего года свои позиции отвоюет, имея в виду, что у нас сегодня в город идет 40% продовольственного импорта. Встает проблема импортозамещения, а качество наших товаров конкурентоспособно.
   Вторая система – предприятия ВПК. В бюджете ни на этот год, ни на следующий не сокращен оборонный заказ, он даже может быть увеличен. Поэтому и они в ближайшие два года должны справиться с проблемами.
   Есть третий сегмент, который состоит из большого количества разных предприятий из разных отраслей, в основном частного бизнеса. Их выживаемость в большей степени зависит от них самих. Эти предприятия должны зачастую переориентироваться и найти свою нишу. Мы им помогаем. Но очень многое, повторю, зависит от них самих.
   В: У столицы есть антикризисный список предприятий, которым будет оказана поддержка по примеру списка, составленного федеральным центром?
   О:
Городское правительство составило перечень социально значимых столичных предприятий, но это документ для внутреннего пользования. Из 1200 предприятий мы отобрали 234, которые имеют или большие коллективы, или уникальные технологии, или производят большую часть продукции определенного вида.
   Но этот список не более чем ориентир для нас. Если мы получаем заявку на антикризисную помощь, то смотрим в основном две позиции. Во-первых, насколько наша помощь поспособствует стабилизации работы предприятия хотя бы на уровне провального последнего квартала 2008 года. А во-вторых, предприятие не должно сокращать численность работающих.
   В: Какова сейчас средняя зарплата в московской промышленности?
   О:
Примерно 28–30 тыс. руб. Это немного меньше среднего уровня по Москве, по городу средняя зарплата уже приближается к 35–36 тыс. Правда, по разным отраслям в промышленности она разная. Если в легкой промышленности это около 20 с чем-нибудь тысяч, то в электроэнергетике заметно больше.
   В: Много сейчас в Москве предприятий, которые можно назвать образцовыми?
   О:
В разных отраслях есть разное количество таких предприятий. Хорошее техническое перевооружение провели, например, в пищевой индустрии. Новый концерн «Бабаевский» создал объединенный кондитерский холдинг. Это абсолютно современное европейское производство. Есть примеры и в мясопереработке. Скажем, Черкизовский завод по своей технической оснащенности – один из лидеров мировой индустрии. То же можно сказать о Микояновском заводе, молочных предприятиях. Пищевая индустрия не испытывает недостатка в спросе даже в период кризиса, хотя в такие времена он, конечно, объективно падает, но совсем не так, как в других отраслях.
   В: А кто упал глубже всего из-за кризиса?
   О:
Огромные проблемы в автомобилестроении, и не только в Москве. В столице два автомобильных предприятия – совместный с французами «Автофрамос» на базе «Москвича» и ЗИЛ. Оба испытывают кризис.
   Если в прошлом году на «Автофрамосе» было выпущено около 72 тыс. машин, то в этом планируется 60 тыс. 20% – это большое падение, но, по крайней мере, две вещи они, с моей точки зрения, сделали очень правильно. Во-первых, они не сократили ни одного человека, просто с трехсменного режима работы перешли на двухсменный. Во-вторых, не прекратили работу по модернизации производства, по реализации инвестиционного проекта и планируют в этом году поставить на производство новую модель, а в следующем году удвоить производство.
   А вот ЗИЛ сегодня работает в трехдневном режиме.
   В: Нужен ли Москве ЗИЛ?
   О:
Я с вами согласен: в своем нынешнем виде ЗИЛ для Москвы излишен. Во-первых, он занимает очень много территории. Во-вторых, у него практические все свое – литейки, сварки, механика, кузница.
   Вместе с этим ЗИЛ всегда, в том числе в советские времена, был носителем научно-технического прогресса. Если посмотреть технологическое оснащение его конвейеров, то это роботизированные линии, очень приличные стендовые испытания – то, чего практически нет ни на одном другом предприятии.
   Принята программа технического перевооружения ЗИЛа. В Москве останется четыре производства: вся стендовая база – испытательные полигоны, вся конструкторская инфраструктура. Останутся самые высокопроизводительные производства. При этом территория ЗИЛа сократится более чем в три раза. Предприятие уже освободило 35 га и отдало их под Нагатинский технопарк, который сейчас вводится в эксплуатацию.
   Вторую часть (около 100 га) ЗИЛ сейчас активно высвобождает и в ближайшие два года отдаст под развитие городской инфраструктуры. У него 6 заводов-филиалов, и большая часть производства переводится туда. Так что ЗИЛ будет в Москве, это точно, но не такой, как сейчас.
   В: Может быть, другие предприятия машиностроительного комплекса с учетом плохой экологической ситуации в Москве тоже вывести?
   О:
Есть программа территориального размещения промышленного производства в Москве. Город произвел зонирование, определил примерно двести промышленных зон. Это зоны, где сосредотачиваются в основном предприятия промышленности и инфраструктурные объекты, с ними связанные.
   Из них примерно половина – в бывших производственных зонах, а ряд предприятий – в так называемых селитебных зонах, недалеко от жилья. Они, вы правы, потихоньку будут выводиться.
   Предприятиям, которые мы хотим сохранить, мы помогаем найти территории либо в промышленной зоне, либо за пределами Москвы. По каждой зоне сегодня сделан анализ текущего положения, ясно, какие предприятия там есть, какие нужны, какие не нужны, какие надо переоборудовать, какие надо увести.
   В: Какая у нас сейчас общая площадь промышленных зон?
   О:
Раньше производственные территории в Москве занимали 19,5 тыс. га. Сегодня под развитие промышленности и связанной с ней инфраструктурой по генплану отведено 7,5 тыс. га.
   В: Включая мусоросжигательные заводы?
   О:
Да. Они действительно необходимы. Какой субъект Федерации даст нам землю, чтобы мы к нему свозили мусор? В городе существует целая программа по утилизации мусора, и она обязательно будет реализована.
   В: Есть статистика, что промышленность в Москве самая низкая по наукоемкости, по инновационным технологиям.
   О:
Что касается инновационных разработок, вы правы. И это проблема не только Москвы, но и всей страны. Сегодня мы по этому показателю находимся на неприличном для себя месте. Не зря сегодня и президент, и премьер очень много говорят об инновациях, о поддержке науки.
   Дело в том, что когда все занялись добычей полезных ископаемых и их продажей, отраслевая наука оказалось брошенной напрочь. Во времена приватизации здания, где работали отраслевые институты, раскупили под офисы.
   Только сегодня мы начинаем создавать инжиниринговые фирмы, которые могли бы сделать связку между инновацией и ее внедрением. Этот процесс пока идет сложно.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"