13.04.2009  Москва: рынок детских игрушек перспективен для малого бизнеса

   Сегодня в Москве около 100 компаний выпускают товары для детей. Тон в этом бизнесе задают малые предприятия. В условиях дорожающего импорта у столичных деловых людей появился шанс занять свое место под солнцем на рынке детских игрушек.
   В советское время Москва являлась крупным производителем детских товаров. Но за годы экономических преобразований многие заводы ушли в историю - они не нашли сил для собственной защиты и стали легкой добычей рейдерских бригад. Их места на рынке занял малый и средний бизнес. Сегодня в столице существуют около 100 предприятий, выпускающих товары для детей. На протяжении последних лет их владельцы вложили немало сил и средств для становления производства.
   К сожалению, отрасль выпуска детских игрушек официально не признана на федеральном уровне. Поэтому в большинстве российских регионов ее представители не имеют возможности попросить местную власть о помощи. Но есть приятные исключения. Одним из немногих регионов, где этому сектору уделяется хоть какое-то внимание, является Москва. И это по-своему закономерно: в столице самый большой в стране рынок товаров для детей. По мнению представителя Департамента промышленности и науки правительства Москвы Валентины Мельниковой, учитывая объем спроса, необходимо поддерживать и регулировать этот рынок. В столице, как и по всей стране, наблюдается засилье импортных товаров. По данным департамента, свыше 80% продукции привозится в город из-за рубежа.
   Прилавки наших магазинов завалены преимущественно китайскими поделками плохого качества. США и Евросоюз не так давно подняли требования в отношении качества изделий для детей. Поэтому все китайские игрушки, не соответствующие новым стандартам, везут в Россию.
   В Москве существует комплексная программа промышленной поддержки, которая направлена на оказание помощи предприятиям, а также программа поддержки малого предпринимательства. Производства, ориентированные на детский ассортимент, входят в зону действия обеих программ. В настоящий момент город субсидирует до 2/3 процентной ставки по привлекаемым предприятиями кредитам. Как признает Валентина Мельникова, этих сумм недостаточно, чтобы чувствовать себя уверенно.
   Но пока это все, что может предоставить город своим производителям, так как иные меры поддержки запрещены Бюджетным кодексом.
   Мэр Москвы Юрий Лужков обращался в Правительство РФ, прося разрешение на выделение социально значимым производствам прямых кредитов из городского бюджета, но пока ничего не изменилось.
   Сейчас доля российского производства в общем объеме продаваемых в стране детских товаров оценивается всего в 10-12%. Благодаря девальвации рубля появился шанс ее увеличить, так как импортная продукция, в первую очередь из Китая, значительно подорожала. Не случайно в нескольких крупных ритейловых сетях в 2009 году будет проведена акция под названием "Игрушки России". "Это позволит российским товарам "получить билет" на занятие в магазинах лучших мест", - считает Антонина Цицулина, президент Национальной ассоциации игрушечников России.
   Еще до октября 2008 года рынок выпуска детских товаров входил в число наиболее динамично развивающихся секторов отечественной экономики. Более того, по мнению экспертов, российский рынок детских товаров является самым привлекательным в Восточной Европе. Его объем оценивался в $10 млрд при потенциале в $20-22 млрд и при годовом росте в 15-20%. В стране насчитывается 20,8 млн детей и ежегодно рождается 1,2 млн младенцев. Эти факторы способствовали тому, что за последние несколько лет в стране открылось свыше 500 специализированных магазинов, что существенно изменило характер торговли этой продукцией. Согласно имеющимся данным, каждая третья покупка этого ассортимента происходит в сетевых торговых заведениях.
   Экономический кризис серьезно подорвал это поступательное движение. Первое, с чем столкнулся рынок детских товаров в конце 2008 года и что продолжает лишь усиливаться в 2009 году, - кризис неплатежей. Некоторые торговые сети перестали рассчитываться по своим обязательствам с российскими поставщиками детских товаров. Только один из крупнейших ритейлов страны "кинул" отрасль, по одним данным, на 700 млн руб., по другим - более чем на 1 млрд руб.
   Если посмотреть шире, то проблема не только в качественных и технических параметрах игрушки. Сегодня Россия переживает не только экономический кризис, но и кризис детской игровой культуры. Прервалась связь времен, и нынешние родители нередко не имеют элементарных знаний о том, какие игрушки необходимы их ребенку.
   Например, младенцу до 1 года требуется постоянная тренировка пальцев. И с этой задачей могут справиться лишь определенные изделия. Так, только два вида погремушек формируют пинцетный захват. Как полагает Антонина Цицулина, такие погремушки целесообразно выдавать при рождении ребенка бесплатно. Именно так поступают в Финляндии, где для новорожденного выдается пакет с набором самых необходимых вещей, включая и набор игрушек, полезных для его развития.
   Игрушка несет в себе и большую идеологическую функцию. Совсем недавно США, а заодно и весь мир, шумно отметили пятидесятилетие куклы Барби. Год назад, в 2008 году, 45 лет исполнилось нашему национальному бренду "Спокойной ночи малыши!" - событие это никто не заметил. Случайностью это не назовешь. С самых ранних лет именно игрушки формируют у маленького человека представления об окружающем мире.
   Специалисты называют такие игрушки сценарными. Та самая кукла Барби - не просто популярная во всем мире кукла: это тот образ страны, который создается у ребенка в самом раннем возрасте и который он несет во взрослую жизнь. Не случайно в США реализовывалась даже специальная программа "Кукла Америки". Детские учреждения страны сознательно оснащались типично американскими игрушками, символизирующими американские ценности.
   Между прочим, государственная программа по производству игрушек существует в Индии. И это делается сознательно. Если наши девочки будут играть только с куклами Барби и не будут иметь представления о национальных куклах, нетрудно представить, какой у них станет формироваться менталитет.
   За последний исторический период Россия утратила многие позиции на рынке игрушек. И все же по определенным направлениям мы сохраняем лидерство. В первую очередь - по созданию интеллектуальных игрушек. Наши позиции сильны в печатной, в развивающей игрушке. Русская школа головоломок считается второй в мире после индийской. Когда ребенок берет в руки такую игрушку, его мозги невольно начинают активно работать.
   Так получилось, что поколение 90-х годов оказалось поколением недоигравших детей. По имеющимся данным, 80% детей, имеющих задержку в развитии, не имели дело с развивающими играми. И утрата национальной детской индустрии лишь осложнит воспитание детей в патриотическом духе, отдаст его на откуп чужим производителям.
   Поэтому у руководителей малых предприятий столицы сегодня есть уникальный шанс не только заработать деньги на производстве новых игрушек, но и помочь нашим малышам вырасти настоящими патриотами России.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"