24.03.2009  Москва: малому бизнесу раскрыли все секреты работы с ККМ

   В рамках проекта «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы» 24 марта в Центральном доме предпринимателя пошел семинар на тему: «Использование контрольно-кассовых машин. Проверки, нарушения и законодательное регулирование». По итогам мероприятия можно сделать вывод, что проблема использования ККМ остается одной из злободневных для малого бизнеса.
   В начале семинара первый заместитель генерального директора Московского агентства по развитию предпринимательства Сергей Монастырный рассказал о проекте правительства Москвы «Неотложная правовая помощь МБМ» (НПП МБМ), реализуемом с 2007 года и ориентированном на оказание правовой помощи предпринимателям при проведении проверок деятельности малых предприятий.
   С. Монастырный сообщил, что в 2008 году к услугам «бизнес-неотложки» обратилось 11 тыс. предпринимателей, было проведено 25 тыс. консультаций по телефону, общее количество «неотложных» выездов составило 2,5 тыс.
   По словам представителя МАРП, постепенно расширяется формат работы «скорой помощи» для малого бизнеса. Если раньше служба была ориентирована только на оказание юридической помощи при проведении проверок малого бизнеса, то сегодня востребованы и консультативная помощь по фактам уже проведенной проверки, и «правовая диагностика» по телефону. Кроме того, МАРП представляет интересы предпринимателей в судах. Число выигранных в арбитражных судах дел, касающихся вопроса наложения штрафа по итогам проверки, растет.
   В частности, удалось выиграть много дел, связанных с ККМ и касающихся наложения штрафов со стороны Налоговой инспекции по итогам проведения контрольной закупки. Как пояснил, С. Монастырный, как правило, предпринимателю выписывался штраф в размере 30 тыс. рублей. Однако юристы МАРП выяснили, что по действующему законодательству налоговые органы не имеют права проводить контрольные закупки, так как эта категория проверки прописана только в законе об оперативно-розыскной деятельности. Поэтому суд отменяет решение налоговиков о наложении штрафа, если в деле фигурирует понятие «контрольная закупка». Фактически все подобные дела разрешаются в судах в пользу предпринимателей.
   В своем выступлении Константин Рыбников, генеральный директор Центра технического обслуживания ООО «Сервис-ККМ», являющейся участником проекта НПП МБМ, постарался раскрыть представителям малого бизнеса тонкости владения контрольно-кассовыми машинами. Как иронично отметил докладчик, удивительно, как «технику, изобретенную почти 100 лет назад для упрощения жизни бизнесмена, сегодня активно используют, чтобы создать максимальные неудобства для работы малого бизнеса». Он напомнил, что в России ККМ в первую очередь выполняет фискальную функцию.
   Согласно ФЗ № 54, контрольно-кассовая техника должна быть оснащена устройством с фискальной памятью, сохраняющим все данные для налоговиков. Приобретая подобную технику, важно помнить, что срок ее работы ограничен до 7 лет. Но отсчет начала работы ведется не с момента регистрации в налоговых органах, а с даты производства техники. При этом по истечении 7 лет налоговики могут без предупреждения снять аппарат с регистрации, чтобы потом прийти с проверкой на законность использования ККМ. Если такой прецедент произойдет, то обвинения со стороны налоговиков будут законны.
   Стоит также помнить, что для юридически обоснованной контрольной закупки требуется присутствие трех представителей – налоговой инспекции, органов внутренних дел, Роспотребнадзора.
   Как отметил К. Рыбников, устройство фискальной памяти имеет специальный блок, позволяющий фискальным органам безошибочно определять, были ли случаи корректировки данных фискальной памяти. Это должны знать предприниматели. Но главная проблема – производство этого блока монополизировано, и, как следствие, цены на него завышены. В результате стоимость устройства сравнимо со стоимостью кассового аппарата. Поэтому сегодня ККТ стала очень дорогой – аппараты с 2004 года подорожали в среднем на 12 тыс. рублей.
   Еще одна проблема – устройство фискального блока рассчитано на 12 мес. работы.
   Замена блока обойдется примерно в 2,5 тыс. рублей. Но деньги не главный вопрос – замена блока проходит при обязательном подписании акта налоговой инспекцией, что означает остановку в работе предпринимателя.
   Еще одно нововведение – вся зарегистрированная в налоговых инспекциях ККТ должна быть опломбирована либо марками-пломбами – в соответствии с Положением о регистрации и применении ККТ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.07 № 470, или пломбами – в соответствии с Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин. Требуется обязательная голограмма с указанием центра обслуживается ККТ.
   Предпринимателей больше всего волновал «межрегиональный» аспект пломбирования ККТ. В частности, не возникнут ли трудности работы в Мособласти, если пломба указывает на принадлежность кассовой техники к Москве. К. Рыбников ответил, что пока жалоб на подобные вопросы не поступало. «С другой стороны, действия конторолирующих органов на местах не предсказуемы. Власть на местах стремится повысить доходы местного бюджета, поэтому предсказать логику действий в данном случае очень трудно», - пояснил он.
   ИА "Альянс Медиа"