12.03.2009  Орловская область: рассматривается законопроект "О поддержке МСП"

   В областном совете народных депутатов прошли публичные слушания по проекту закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области".
   Открывший слушания председатель областного Совета народных депутатов И.
   Мосякин напомнил, что новый федеральный закон о развитии малого и среднего бизнеса в России вступил в силу с 1 января 2008 года. И хотя этот закон в некоторых вопросах - прямого действия, он все-таки носит рамочный характер и предполагает принятие областного закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области". После принятия его в первом чтении поступило много предложений.
   Была создана рабочая группа из депутатов. По итогам ее работы законопроект был подготовлен для рассмотрения во втором чтении. Как отметил И. Мосякин, проект закона стал более компактным, сократился до 11 статей. От грамотности этого законопроекта будет во многом зависеть судьба около 8760 субъектов малого и среднего бизнеса, в которых работают почти 100 тысяч человек, или 40% экономически активного населения Орловской бласти.
   Выступивший затем начальник управления по внешнеэкономическим и межрегиональным связям, инвестиционной деятельности и предпринимательству областной администрации В. Панарин напомнил о том, что уже делается на Орловщине по поддержке малого и среднего бизнеса в рамках федерального закона. Еще до кризиса, например в апреле 2008 года, постановлением коллегии области №112 освобождены от арендной платы малые предприятия, арендующие имущество государственной собственности Орловской области сроком на два года - с 1 июля 2008 года по 31 мая 2010 года. Эта мера оставляет у предпринимателей на развитие своего бизнеса 4,5 млн рублей в год. И сейчас изучается вопрос о продлении данного документа.
   В декабре 2008 года на сессии облсовета был принят ряд нормативно-правовых актов по поддержке малого и среднего бизнеса. Например, с 15 до 5 процентов уменьшена ставка налога для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
   Далее В. Панарин остановился на основных изменениях законопроекта "О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области" по сравнению с первым чтением. Теперь в нем, например, подробно расписаны полномочия Орловского областного совета народных депутатов, губернатора области, уполномоченного органа исполнительной государственной власти в сфере развития малого и среднего бизнеса. Введена статья, регламентирующая деятельность координационных и совещательных органов в данной сфере. В должном объеме изложены положения, связанные с принятием программ развития субъектов предпринимательства. Из законопроекта исключены статьи, связанные с формами оказания поддержки, так как в соответствии с законодательством условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и инфраструктурам, образующим инфраструктуру поддержки, устанавливается региональными программами.
   Закон определяет критерии достижения целей политики Орловской области в сфере предпринимательства: увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса, увеличение количества рабочих мест, налоговых поступлений, доли производимых этим сектором работ и услуг в объеме регионального продукта Орловской области.
   Выступивший старший помощник прокурора Орловской области по взаимодействию с представительными и исполнительными органами власти и органами местного самоуправления С. Финадеев, комментируя последнее предложение, сказал, что понимает желание как можно больше помочь малому бизнесу, но это желание не должно противоречить федеральному законодательству. Каждое предприятие малого бизнеса, каждый предприниматель согласно Налоговому кодексу обязаны перечислять все положенные налоги и сборы из собственных средств, прибыли. Областной совет народных депутатов не может изменить Налоговый и Бюджетный кодексы, а вот выйти с законодательной инициативой по данному вопросу в Госдуму может.
   С. Финадеев отметил, что в предыдущем проекте областного закона о поддержке малого и среднего предпринимательства были положения, которые противоречили федеральным законам, бюджетному законодательству. Эти противоречия были устранены в ходе встреч, обсуждений на двух заседаниях комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности облсовета с участием депутатов, представителей областной администрации, областной прокуратуры, управления юстиции по Орловской области. В настоящем виде проект закона содержит необходимые положения для достижения заявленной цели правового регулирования развития малого и среднего бизнеса в Орловской области.
   Замглавы администрации г. Ливен Ю. Гончаров сказал, что принято постановление главы г. Ливен, в котором с учетом пожеланий предпринимателей и возможностей городской администрации сформулированы основные направления по поддержке малого и среднего бизнеса. Это создание городского фонда поддержки предпринимателей (в бюджете г. Ливен предусмотрено выделение на эти цели до одного млн. рублей), при этом основной упор будет делаться на работу фонда поручительства, который будет выполнять роль гаранта для получения кредитов предпринимателями. В числе основных направлений - поддержка местных товаропроизводителей. Для продажи местных товаров в Ливнах выделено 10 торговых площадок.
   Руководитель молодежного бизнес-клуба г. Орла Елена Качкина говорила на публичных слушаниях о важности работы областного координационного совета по предпринимательству, чтобы он оперативно реагировал на динамично меняющуюся экономическую обстановку в мире, стране и в области и способствовал эффективному диалогу бизнеса и власти. Она предложила включить в областную программу развития малого бизнеса организацию ежегодного конкурсного отбора и грантное финансирование бизнес-проектов начинающих предпринимателей и молодежи.
   По мнению замглавы администрации г. Орла А. Горбачева, игра на всех территориях должна вестись по одним правилам. Поэтому нельзя, чтобы область освобождала какого-то предпринимателя от арендных платежей, а город не освобождал. Город должен формировать поступление налогов, сборов, а затем в рамках публичных обсуждений с использованием властных полномочий горсовета распределять эти деньги, в том числе на поддержку предпринимателей. Говорил он также и о том, что в обсуждаемом законе отсутствует такое понятие, как инфраструктура поддержки. На одной территории в Орле может быть создан фонд, бизнес-инкубатор или другие структуры поддержки. Но непонятно, как между этими фондами будет обеспечиваться взаимодействие, технология движения средств финансовой поддержки. И это, по мнению выступавшего, нужно прописать в законе.
   Однако С. Финадеев не согласился с А. Горбачевым по поводу якобы некорректности тех или иных форм поддержки предпринимательства. Он подчеркнул, что законы области являются нормативно-правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу по сравнению с решениями и нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Каждое муниципальное образование и субъект РФ, то есть Орловская область, имеют право принять конкретные меры по поддержке предпринимательства, в том числе создать фонд. На заседании комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности облсовета было принято решение, что о фонде поддержки будет подробно написано в программе развития малого предпринимательства в Орловской области.
   Зампредседателя Орловского городского совета народных депутатов, руководитель городской ассоциации предпринимателей Л.Музалевский говорил, что еще в декабре 2008 года в первом чтении была принята муниципальная программа поддержки малого и среднего бизнеса. Создан фонд поддержки предпринимательства в г. Орле, принято решение о создании нового координационного совета.
   Начальник ОГУ "Орелгосзаказчик", депутат облсовета Л. Монина была непосредственной участницей создания областного фонда поддержки предпринимательства в 1990-х годах. Она работала там до 1998 года. И напомнила на публичных слушаниях, что тогдашний орловский фонд в числе первых в России получил федеральные деньги из министерства на развитие малого бизнеса. "Пока мы не создадим инфраструктуру, встраиваемую в федеральную вертикаль поддержки предпринимательства, получить там деньги будет трудно, - сказала она. - Поэтому долго можно спорить о фонде или ассоциации, но лучше всего ориентироваться на ту инфраструктуру, которая создается в стране, и приближаться даже в наименованиях, в названиях к ней".
   Л. Монина считает, что в числе приоритетных в областной программе развития малого и среднего предпринимательства должны быть записаны производство и сфера услуг, развитие сельского, а также молодежного бизнеса. На ближайшей сессии облсовета законопроект "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области" будет рассматриваться во втором чтении, сообщает "Орловская правда".
   ИА "Альянс Медиа"